БЕЗ ЕДИНОЙ КАПЛИ ПОТА
Корреспондент "НВ" изучила весь процесс создания мозаичного полотна<br>
Это ювелирное мастерство. Только на первый взгляд кажется просто сложить разноцветные кусочки в единое полотно. На самом деле это целое искусство и очень сложная технология, известная художникам уже несколько веков. Несмотря на все достижения прогресса, мастера Российской академии художеств работают "по старинке". Рецепты предков проверены поколениями...
Материал, из которого создается современная мозаика, называется смальтой. На самом деле это обычное стекло, только художники называют его камнем.
- По традиции, - пояснил руководитель мозаичной мастерской Александр Быстров, - в XIX веке все мозаики создавались только из камней.
Смальту готовят этажом ниже. Сам процесс трудоемкий и опасный. В помещении очень жарко, часто температура поднимается до 60 градусов тепла. Однако опытный стекловар даже в таких условиях может работать часами. Без единой капли пота...
- Я уже привык, - рассказал мастер Герман Колосов. - Варю стекло без малого 26 лет. Хотите, покажу, как это делается?..
Стекловар засыпал в печь сырую смесь - шихту. Пока она варилась, приготовил необходимый краситель.
- Мы используем минеральные оксиды, - объяснил Герман Колосов. - Мастерская заказывает цвет стекла. Если художникам нужен синий, применяем кобальт, для создания всех оттенков красного идеально подходит медь.
Через пару часов готовую массу мастера выливают на специальный стол и раскатывают валиками до необходимой толщины, после чего помещают в специальную печь на отжиг.
Затем готовые пластины попадают в мастерскую, их режут на части. А после молотком раскалывают на мелкие кусочки.
Смальта готова. Теперь дело за художниками.
- Создание любой мозаики начинается с палитры оттенков, - рассказал Александр Быстров. - Цвета подбираем тщательно - на картине не должно быть резких переходов. Только после этого по готовому эскизу начинаем выкладывать мозаичное полотно.
Каждый кусочек смальты мастера аккуратно берут пинцетом, к подготовленному основанию прикрепляют с помощью пластилина. Шаг за шагом - и изображение готово. По словам художников, на создание образа одного мозаичного произведения уходит не меньше двух месяцев.
- Однако пластилин - недолговечный материал, а произведение должно прожить не один десяток лет. Поэтому картину бетонируют, - рассказал Александр Быстров. - На готовую мозаику мы наклеиваем газету. Затем переворачиваем, снимаем пластилин и заливаем смальту бетоном. Как только материал высохнет, стираем с образа бумагу. Так наша работа сохранится на века...