СПАСИТЕЛЬНАЯ "ЦИФРА"
РНБ не хватает денег, чтобы попасть в единое информационное пространство<br>
Двадцать лет назад директор одной европейской национальной библиотеки понял, что в связи с уникальностью его организации внутри страны обсудить профессиональные проблемы не с кем. Считается, что это и послужило поводом к созданию Объединения директоров европейских национальных библиотек (CENL), в котором теперь 45 членов. В этом году руководители крупнейших книгохранилищ Европы впервые собрались на ежегодную Генеральную сессию в России - их принимала Российская национальная библиотека (РНБ), четвертая по величине в Европе. О наиболее важных задачах и проблемах национальных библиотек корреспонденту "НВ" рассказал директор РНБ Владимир Зайцев.
- Петербург и Россия впервые принимали ежегодную Генеральную сессию Объединения директоров европейских национальных библиотек (CENL). Какие цели у 45 ведущих библиотек Европы?
- Сессия ставит перед собой задачу создания единого информационного пространства Европы, чтобы фонды национальных библиотек были доступны всем гражданам европейских стран. Почему национальные библиотеки за это берутся? Потому что в их функциях - сохранность интеллектуального потенциала страны. Еще Александр I утвердил положение, по которому наша библиотека имела право получать два экземпляра любой печатной продукции, выходящей в Российской империи. Такие основы формирования фондов характерны для национальных библиотек всех стран.
- Что собираются сделать в первую очередь на этом пути руководители главных книжных сокровищниц Европы?
- Оцифровать фонды. Дело в том, что за многие века накоплен огромный потенциал культурных ценностей... Мне студенты говорят: "А почему бы вам свою библиотеку не оцифровать, в интернете не вывесить - и все?" Это наивное и примитивное представление. Для того чтобы перевести все в "цифру", понадобятся десятки лет. Тем не менее мы начали решать эту задачу. Еще один важный вопрос - доступность: должны быть единые стандарты у всех стран, входящих в CENL. Как сделать так, чтобы из Люксембурга кто-то мог посмотреть что-то в РНБ? Все эти проблемы мы обсуждали и приняли решение о дальнейшем расширении Европейской библиотеки - проекта, который CENL разрабатывает несколько лет.
- А РНБ будет участвовать в Европейской библиотеке?
- Мы косвенно уже участвуем. Но Европейская библиотека - очень дорогое мероприятие, мы должны платить 10 тысяч евро каждый год плюс 5 тысяч евро - вступительный взнос. Для РНБ это очень крупная сумма.
- Что говорят библиотекари о сохранности еще неоцифрованных фондов? Как выясняется после обнаружения пропавших вещей в Эрмитаже, для музеев это характерная история, причем не только в России...
- Я с вами не могу согласиться. То, что случилось в Эрмитаже, - выходящее за рамки нормы событие, которое, впрочем, может случиться везде. Мы используем технические средства защиты, выстраиваем систему дежурств, систему выдачи, но всегда присутствует внутренний фактор - если хранитель захочет что-то вынести, то любая защита будет бессильна. У хранителей должна быть нормальная зарплата. Хотя я считаю, что человек, поступающий на работу в библиотеку, делает моральный выбор: он согласен и с такими условиями работы, и с такой зарплатой, ему оказали доверие, и он должен его оправдать.
Беседовала