ВТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ?
Завершился очередной раунд переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию<br>
Когда Россия вступит во Всемирную торговую организацию и зачем ей вообще нужно туда вступать? Этот вопрос занимает россиян уже более десяти лет, в течение которых наша страна безуспешно пытается вступить в ВТО.
"Число вопросов сокращено до минимума"
На прошлой неделе в Женеве проходили многосторонние консультации и очередной раунд российско-американских переговоров о вступлении нашей страны в ВТО. От предыдущего раунда, проходившего в США, где рассматривались вопросы субсидий и доступа на российский рынок сельскохозяйственной продукции, его отделяло чуть больше недели. То есть наша делегация возвращается в Москву только для того, чтобы передохнуть и согласовать позицию с правительством.
После вашингтонского раунда руководитель российской делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, заявил:
- Число оставшихся вопросов сокращено до минимума.
А глава Минэкономразвития РФ Герман Греф, оценив раунд как "конструктивный", подчеркнул, что ключевой проблемой остается неурегулированный блок вопросов по сельскому хозяйству.
В унисон нашим переговорщикам торговый представитель США Сьюзен Шваб заявила, что если Москва и Вашингтон смогут решить ряд "сложных вопросов", то двусторонний протокол о завершении переговоров может быть ими подписан еще до конца октября 2006 года. Или же на ноябрьской встрече президентов Путина и Буша в Ханое на ежегодном саммите лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Во всяком случае, именно такую установку получили члены обеих национальных делегаций от президентов двух стран. Как сообщил Герман Греф, были намечены и этапы продвижения России в ВТО: подписание дву-стороннего протокола с США в октябре-ноябре 2006 года, а не позже марта 2007 года - завершение многосторонних переговоров и полноценное членство России в ВТО.
Политическая воля - не гарантия
Однако даже политическая воля двух президентов - российского и американского - не гарантия, что в названные сроки удастся уложиться. В переговорах со Штатами, похоже, все в порядке. Тем не менее завершение переговоров с американцами далеко не будет означать окончания переговорного процесса вообще. Россия подписала двусторонние соглашения с 55 из 58 стран, входящих в рабочую группу по присоединению России к ВТО. Переговоры продолжаются с США, Молдавией и... Грузией, которая отозвала свою подпись под уже заключенным протоколом.
Молдаван и грузин беспокоит ситуация с их винами. В масштабах мирового рынка, о выходе на который идет речь, - это мелкий технический вопрос. Проблема в другом - какие-то спорные вопросы возникают внезапно, когда, казалось бы, обо всем уже договорились.
К примеру, министр транспорта председательствующей в ЕС Финляндии Сусанна Хуовинен недавно выдвинула требование о досрочном упразднении сборов за транссибирские перелеты европейских авиалайнеров (которые ежегодно приносят России около 300 миллионов долларов). Москва обещала ликвидировать эти сборы к концу 2013 года. И ЕС с этим согласился. Но европейцы вдруг решили пересмотреть свой подход. Возможно, посчитав, что это будет благодарностью со стороны России за то, что ее авиакомпании не включили в европейский черный список.
Гарантии, что завтра кто-нибудь из членов ВТО не выдвинет новые требования к России, никакой.
А на каких условиях?
В пресс-службе МЭРТа нам ответили, что пока переговорный процесс не закончен, комментировать условия, на которых Россию примут в ВТО они не могут: мол, вот когда все подпишем, тогда и поставим вас перед фактом.
Тем не менее, поскольку ни процесс переговоров, ни общие условия членства в ВТО секретом не являются, о многом можно сообщить уже сейчас.
Тарифные переговоры российская делегация ведет на основе двух основных принципов. Первый: с момента присоединения Россия не снижает ставки экс-портно-импортных пошлин ни по одной позиции. То есть все остается, как было, - но только на время так называемого переходного периода в 3-7 лет. По истечении переходного периода ставки ввозных пошлин могут быть несколько снижены. Но только в тех секторах экономики, где их снижение либо не оказывает существенного влияния на отечественных производителей, либо там, где российская сторона заинтересована в поступлении зарубежных товаров - современных промышленных комплексов, компьютерной техники, медицинского, научного и контрольно-измерительного оборудования. С этим все страны, от которых зависит вступление России, уже согласились.
Второй принцип - присоединение России к какой-либо договоренности или инициативе в принципе не может быть предварительным условием ее присоединения к ВТО. То есть будущие партнеры по ВТО не могут требовать от нашей страны ни, к примеру, допуска зарубежных компаний на Штокмановское месторождение.
Очевидно, что жесткая позиция российский делегации, которая сводится к принципу "вступить, ничего не меняя", - это отражение позиции всего российского бизнеса, который, как известно, не стремится на внешние рынки - потому что не умеет там работать и не любит конкуренции. Но в то же время он не хочет иностранной конкуренции на внутреннем рынке, который благодаря притоку валюты становится все богаче.