"CЮЖЕТА - НА КОРОТКОМЕТРАЖКУ"
Россияне наконец увидели расхваленную критикой "Эйфорию"<br>
Эта картина молодого режиссера Ивана Вырыпаева уже стала знаменитой еще до того, как вышла в отечественный прокат. Еще бы! Фильм - официальный участник основного конкурса последнего Венецианского кинофестиваля. Правда, никаких наград там, кроме полулюбительского приза от студентов "Маленький Золотой лев", фильм вчерашнего и нынешнего театрального режиссера в Италии не получил. Награждали "Эйфорию" и в России, на фестивале "Кинотавр" - за яркое экспрессивное решение. И в том была своя правда, потому что Вырыпаев как постановщик четко усвоил жесткое правило нынешней киномоды: "Главное, чтобы костюмчик сидел". То есть зрители бы могли увидеть эффектную и красивую "картинку" на экране.
"Эйфория" представляет собою настоящее пиршество для взора усталого от клиповой эстетики телеэкрана зрителя. Летящие панорамы, медленное проплывание камеры вдоль и поперек плоскости изображения, статичные мизансцены с участием актеров, а вместе с этим бескрайние просторы поволжских степей, - все это заставляет действительно расслабиться и впасть в некую эмоциональную эйфорию. Сюжет же, который разыгрывается в рамках набившего оскомину любовного треугольника, - хорошая иллюстрация тезиса о дикости русских нравов и загадочной непонятливости русской души.
Судите сами. Валерий (Максим Ушаков) влюбляется в замужнюю женщину Веру (Полина Агуреева). Дочке Веры пес откусил палец. За что муж Веры Павел (Михаил Окунев) пса отправил к праотцам. Затем почему-то Павел убивает ни в чем не повинную корову. А Вера дарит Валере свою любовь при совместном закапывании пса-злодея в могилу. В отместку Павел сжигает родной дом и отправляется с ружьем на берег реки поджидать новоявленных любовников. Они, однако, не спешат на свидание со смертью, разгуливая голышом по песчаной отмели. Но всему хорошему приходит конец. И надо уже плыть в лодке по реке. А там на берегу их уже караулит Павел. Несколько выстрелов картечью. И нет больше ни Валерия, ни Веры, ни лодки. Вот и вся любовь.
Пересказ подобных картин - вещь заранее ироничная, ибо, как справедливо сказал один из известных актеров после просмотра "Эйфории", "здесь настоящего сюжета - на короткометражку, а меня очень долго заставляют любоваться картинами природы!"
Перед нами - история любви в чистом виде, без бытовых примесей, в экстерьерах родной природы. А для некоторой остроты ощущений вербальный строй картины сопровождается, как нынче принято у режиссеров-дебютантов, матом, еще одним наглядным подтверждением некой загадочности русской души.
Складывается устойчивое ощущение, что будто бы режиссер где-то когда-то увидел нечто подобное, исподтишка за такой "любовью" понаблюдал, а затем решил придать ей форму некой философской притчи. Но бытовая очищенность экрана и эффектная операторская работа не есть еще признак таланта молодого постановщика, который, очевидно, в свое время посмотрел на видео много-много хороших фильмов из коллекции классики десятой музы. А затем интуитивно начал реализовывать вуайеристские фантазии и синефильские воспоминания на экране. Где-то в кадре мелькает нечто от Кустурицы, где-то просматриваются очевидные отсылки к Бергману. В ряде случаев незримый дух Тарковского парит в кадре над степным простором. Если бы "Эйфория" была выпускной режиссерской работой во ВГИКе, то за нее следовало бы поставить оценку "отлично".