ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

Будущее Петербурга зависит от ответа на кадровый вопрос<br>

На вопросы "НВ" отвечает член правительства Санкт-Петербурга, председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексей СЕРГЕЕВ - Алексей Иванович, на свой нынешний пост вы пришли с должности главы Калининского района. Так что кадровые проблемы для вас не абстрактные цифры, а реальные жизненные ситуации... - Да, в районах возни-кающие проблемы некогда обсуждать. Их надо побыстрее решать. Как глава района, я отвечал за все - от текущих кранов в квартирах жителей до работы таких флагманов российской промышленности, как ЛМЗ. Какие бы решения ни принимались на городском уровне, ответственность за их исполнение лежит на районах. Поэтому я внес новшество в работу комитета: раз в месяц мы собираем всех заместителей глав районных администраций по экономике и вместе обсуждаем вопросы поддержки малого предпринимательства, инновационной сферы, программы на рынке труда. Мне важно, чтобы в районах знали, как решать задачи, которые ставит правительство города, наш комитет, при этом мы учим людей, поднимаем их профессиональный уровень. Ведь в сфере управления тоже дефицит кадров. В свое время вместе с системой профессионально-технического образования была фактически ликвидирована и система подготовки управленческих кадров для государства, считалось, что какой-нибудь диплом есть - и хватит, можно ставить человека руководить целой отраслью. Сейчас она восстанавливается - работает Северо-Западная академия госслужбы, вертикальная система роста кадров налаживается. - О том, что в Петербурге дефицит трудовых ресурсов, все знают. А делать-то что? - В начале октября правительство города утвердило Программу развитию рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы. Она долгосрочная и комплексная, связана и с демографией, и с жилищным строительством, с миграцией. Да, о дефиците кадров все знают, но мало кто знает реальные его масштабы. Статистика - вообще лукавая вещь и при оценке трудовых ресурсов дает наибольшие отклонения. По ее данным, проблемы у нас не столь велики: в городе 17-19 тысяч официальных безработных и где-то 69 тысяч вакансий. Для города с почти пятимиллионным населением не так много. Но не будем обманывать себя. По оценкам различных экспертов, нехватка рабочих рук на порядок выше официальной цифры - примерно 350-400 тысяч человек. Откуда расхождение? Большая часть дефицита рабочей силы, особенно неквалифицированной, покрывается нелегалами. В строительном комплексе Петербурга, по неофициальным данным,- до 100 тысяч приезжих из разных стран, 90 процентов из них не имеют легального статуса. Нынешний слабенький федеральный закон этому серьезно не препятствует. Я с удовлетворением услышал на прошлой неделе, что Госдума во втором чтении приняла намного более жесткий закон по миграции, он должен вступить в силу с 15 января будущего года. - А куда мы денемся без мигрантов? Город сейчас может прожить без них хоть один день? - Да, конечно, нам нужны мигранты, как и любому европейскому мегаполису. Но это должна быть легальная рабочая сила. Сейчас эти люди вне зоны контроля. Нелегал не может официально получить жилье, санитарную книжку, водительские права. Когда вы утром едете в маршрутке, вас не волнует, где ваш водитель сегодня спал - в нормальных условиях или на нарах в вагончике, проверял ли его кто-нибудь перед выездом на линию на алкоголь и состояние здоровья? А эта история в Можайке, которую военные неделю от нас скрывали, да и потом утверждали, что у них сальмонеллез, а не тиф? Там та же проблема. Фирма, которая выиграла конкурс на организацию общественного питания в академии, имеет в штате двух или трех человек. А для работы на пищеблоке академии они привлекли 50 или 60 нелегалов с санитарными книжками, купленными в метро. И вот результат! Работодателям сейчас выгодны именно нелегалы. Мы на городской комиссии утверждаем квоту на легальных мигрантов - на будущий год 15 тысяч человек, но ведь и в будущем году даже эта скромная квота не будет выбрана. Потому что оформить легального мигранта бюрократически тяжело, дорого, за него нужно будет платить налоги, обеспечить его нормальными бытовыми условиями. Но дело того стоит. - "Удорожание" мигранта и для горожан сделает все дороже - проезд в маршрутках, метр жилья. - Как вы думаете, родственники тех курсантов, что лежат сейчас с тифом, согласились бы увеличить свои расходы рублей на 100 в месяц (хотя на самом деле намного меньше), чтобы не было с ними такой ситуации? А родственники тех, кого убил или покалечил в маршрутке невыспавшийся водитель, согласились бы платить на 50 копеек за поездку дороже, чтобы их близкие остались целы? Без мигрантов не обойтись. Дефицит кадров сдерживает развитие экономики. Мы видим, что приходят новые инвесторы, строятся новые заводы, но пока не очень понимаем, кто на них будет работать. Но развитию города может помочь только легальная миграция. Есть в России ресурсоизбыточные регионы, откуда можно приглашать людей. Восстанавливаем систему профтехучилищ, у которых будут общежития, куда можно поселить иногородних ребят. - Но разве можно при нынешних ценах на жилье кого-то обустроить в городе? - Не буду пока комментировать этот вопрос. Губернатор дала поручение, сейчас мы работаем над программой аренды социального жилья. Никто не говорит, что приехавший из другого региона рабочий, окончивший ПТУ молодой человек сразу купили бы квартиру. Должно быть жилье, которое можно снимать за минимальную плату. - Пытаетесь возродить идею петербургских доходных домов? Где долларов за 100 в месяц можно будет снимать комнату? - Можно сказать и так, да, идея доходных домов. И не за 100 долларов, а может, даже меньше. Главное, чтобы нормально пошла эта программа. Чтобы по упрощенному договору аренды можно было это жилье сдавать в наем. А дальше - пусть человек зарабатывает, берет ипотечный кредит на жилье. - А на коренное население города вы рассчитываете? - Обязательно. Это серьезный ресурс. Если посчитать трудоспособное население и тех, кто официально ходит на работу, разница будет примерно в миллион человек. Да, многие работают без трудовой книжки. Но 250-300 тысяч человек привлечь можно. Почему они сейчас не работают? В силу физического недуга или семейного положения. Например, сидят дома матери с детьми. У нас 5 тысяч человек - очереди в детские сады. 5 тысяч женщин хотят отдать детей в садики, наверное, не для того, чтобы и дальше сидеть дома. Будем решать вопрос с садиками. А большинству из тех, кто сейчас не работает, просто нужен гибкий график, возможность работы дома или неполный рабочий день. Наши работодатели к этому просто не привыкли, а в других развитых странах у многих людей индивидуальные графики, кому-то удобнее приходить на работу к 8 и заканчивать в 17, кому-то удобней к 11, кто-то и дома отлично справится. У человека может быть инвалидность, но при этом золотые руки и голова. - А что этому мешает сейчас? - Сейчас работодателю проще всего выйти на улицу и, поймав за рукав мигранта, быстренько с ним договориться. Но когда он поймет, что принять на пищеблок человека без регистрации и санкнижки больше нельзя, он сам решит, что лучше пойти навстречу требованиям местных работников, дав им гибкий график и другие удобства. - В Финляндии, с которой мы любим себя сравнивать, вообще обходятся без мигрантов. Там и автобусы водят, и улицу подметают сами финны. - Да, и во многом поэтому Финляндия - одна из ведущих промышленных держав Евросоюза. Дефицит кадров должен стимулировать внедрение новых технологий. Недавно в городе открывали завод "Русский стандарт"... Да, продукция там специфическая - спиртное, но уровень автоматизации такой, что выработка на каждого работника там в 60 раз выше, чем в среднем по городу. - Наши судостроители говорят, что им дешевле привезти сотню электросварщиков откуда-нибудь из Николаева, чем купить робототехнический комплекс. - Да, и завести 50 станочников все еще дешевле, чем поставить обрабатывающий центр. Но они должны понимать, что то, что сделают вручную эти станочники, уже неконкурентоспособно. Возьмите объединение "Красный Октябрь": оно выпускает в том числе вертолетные трансмиссии - на старом оборудовании их не сделаешь. Машиностроительное объединение "Арсенал" - они перешли на новую технику, на новые технологии, потому что на старых станках они бы не смогли бы делать то, что делают, заказчики предпочли бы импорт. В этом будущее нашей промышленности, а не в 50 токарях на старых станках. Если процесс модернизации станет массовым, о дефиците рабочей силы можно будет забыть. Мигранты останутся только там, где без ручного труда не обойтись, но их потребуется на порядок меньше, и все они будут легальными. Такую программу мы в городе сейчас и приняли, там учтены и проблемы демографии, но главная мысль, что дефицит кадров у нас носит структурный и временный характер, что проблема решаема и ее решение приведет к росту доходов каждого работающего, к повышению конкурентоспособности петербургской продукции, к социальной стабильности и безопасности.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.