"Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО КУРОКАВА УЛОЖИТСЯ В СМЕТУ"
Архитекторы, проигравшие конкурс на проект нового стадиона для "Зенита", пытаются вставить палки в колеса победителю<br>
27 октября 2006 года автор эскиза "Космический корабль", победившего на Международном архитектурном конкурсе проектов нового футбольного стадиона на Крестовском острове, японский мастер Кишо Курокава на градостроительном совете отчитался перед российскими коллегами о том, как идет доработка проекта. Рецензии на доклад Курокавы больше походили не на творческую дискуссию, а на сведение счетов. Самые критические, даже едкие выпады в адрес конструкции "корабля" сделали архитекторы, участвовавшие в "футбольном" конкурсе и проигравшие.
В мировом архитектурном сообществе имена Кишо Курокавы, как и Нормана Фостера, который проектирует в Питере "Сверхновую Голландию", давно стали именами-брэндами. Японец выиграл 34 национальных и международных архитектурных конкурса из 38, в которых участвовал. Поэтому победа 72-летнего мэтра в конкурсе на проект новой арены для "Зенита" была воспринята специалистами как должное.
В начале выступления на совете японец сделал реверанс в адрес архитектора "Кировского" Александра Никольского:
- Я знаю, что Никольский разработал 170 эскизов стадиона. Я ознакомился с многими из них - их делал выдающийся архитектор. Жаль, что не все мечты Никольского осуществились, но некоторые нереализованные фрагменты я использовал в своей работе.
Автор "Космического корабля" доложил совету, что в доработанном варианте арены число VIP-лож увеличивается с 250 до 300, на подходах к стадиону появятся салоны красоты, платные теннисные корты, оздоровительные центры и ряд других коммерческих объектов.
Парковка расширится до 1700 мест вместо первоначальных 1400, но дальнейшее развитие сети стоянок проблематично из-за специфики планировки парка. Доставку зрителей будет производить надземный экспресс, ветка которого окольцует подходы к стадиону. Существует и другой способ решения транспортной проблемы болельщиков. Неподалеку от арены расположен причал, и нет препон для организации паромной переправы между Васильевским и Крестовским островами.
К творческим находкам своего проекта Кишо Курокава отнес выдвижную конструкцию весом 500 тонн и стоимостью 6 миллионов долларов, при помощи которой футбольное поле в пасмурную погоду и зимой можно выносить на "просушку" за пределы "Космического корабля", и раздвижную крышу с приспособлениями для таяния снега.
По регламенту градостроительного совета доклад комментировали два рецензента. Первым выступил доктор архитектуры Сергей Митягин, который был краток:
- Отмечу тактичное отношение господина Курокавы к насыпному холму, парку и его аллеям. Западная часть Крестовского острова в его планировке выглядит особенно эффектно. Многофункциональный комплекс должен стать любимым местом отдыха горожан, а надземный экспресс - не только транспортом, но и местом обзорных экскурсий. Мне понравился облик стадиона, который с моря напоминает корабль с 8 мачтами. В сочетании с Финским заливом и будущим Морским фасадом ансамбль будет смотреться очень органично.
Представляя следующего оратора, председатель КГА Александр Викторов осторожно заметил: "Сергей Петрович Шмаков - скорее не рецензент, а оппонент. В команде "ЛенНИИпроекта" он участвовал в конкурсе вместе с господином Курокавой и проиграл его".
...Один из лидеров команды, которая за свой проект "Золотой глаз" запросила у заказчика (в случае победы в конкурсе) самую высокую стартовую цену - 290 миллионов долларов (Курокава - почти на 100 миллионов меньше), начал критиковать удачливого конкурента по многим пунктам его проекта:
- Стоянка у стадиона рассчитана на 1700 мест, что в шесть раз меньше требований, предъявляемых ФИФА к международным матчам. Проход на Крестовский остров обеспечивают всего 3 моста, и только два из них - автомобильные. Необходимо расширять мосты и строить новые, но об этом в проекте победителя ничего не сказано. Выдвижное поле мешает загрузке арены перед матчами, так как своей конструкцией рассекает насыпной холм. Вантовая конструкция мачт небезопасна с точки зрения террористической угрозы - вант можно срезать даже пилой-"болгаркой". Я не верю, что Курокава уложится в заявленные 225 миллионов долларов. При такой смете себестоимость строительства одного зрительского места обойдется в 3,6 тысячи долларов. Для сравнения: одно место на "Стад де Франс" стоит 6,5 тысячи долларов, на немецком стадионе "Шальке" - 7 тысяч, на "Уэмбли" - все 8. А новый стадион в Манчестере вместимостью 60 тысяч зрителей вообще обошелся налогоплательщикам в 800 миллионов долларов.
Сергей Шмаков критиковал с цифрами в руках. Если брать его слова на веру, Кишо Курокава предлагает Питеру не арену мирового класса, а какую-то дешевку. Но маститый архитектор, по крайней мере в случае с Манчестером, приводил лукавые цифры.
Вместимость City of Manchester Stadium не 60 тысяч зрителей, о которых говорил Сергей Шмаков, а 50, а строительная смета - не 800 миллионов долларов, а 220. Себестоимость одного кресла, таким образом, составляет 4,4 тысячи американских долларов - сопоставимо с питерским "кораблем".
В прениях выступил еще один "потерпевший" в международном футбольном конкурсе - директор столичного института "Моспроект-4" Андрей Боков. Он тоже проявил бдительность и подчеркнул, что "в проекте "Космический корабль" не предусмотрено двукратное дублирование несущих конструкций на прочность".
Словом, наши архитекторы показали, "кто в доме хозяин". Но резюме градостроительного совета носит рекомендательный, необязательный характер, а председатель КГА Александр Викторов, чей вердикт носит обязательный характер, пока поддерживает все идеи японца.
Контракт с архитектурным бюро Kisho Kurokawa architect будет подписан в конце 2006 года, а в конце ноября станет известно имя генподрядчика на проектирование и строительство "космического" стадиона на Крестовском острове.