МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ?..
Спустя 310 лет со дня основания российского флота отечественное кораблестроение пребывает в упадке<br>
30 октября 1696 года Боярская дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного Российского флота. С тех пор минуло 310 лет, но лозунг царя-реформатора "Морским судам быть!" не потерял актуальности и в наши дни. Причина тому - плачевное, мягко говоря, состояние российского ВМФ, которое для специалистов уже давно не является секретом.
В частности, об этом не так давно (в марте 2005 года) на заседании Комитета Госдумы по обороне заявил заместитель главкома ВМФ адмирал Михаил Захаренко, отметив, что "при нынешних темпах строительства - один-два корабля в год - через 25-30 лет в составе флота останется 25-50 кораблей". И это в целом (и надводных, и подводных) на все российские флоты.
ФЛОТ, ДА НЕ ТОТ
Причин такого положения множество, но главная - в отсутствии принятой и утвержденной на высшем государственном уровне кораблестроительной программы, хотя опыт создания и реализации таковой у России имеется. В качестве примера можно привести принятые в 1911 году Государственной думой и утвержденные императором Николаем II закон "О флоте" и программа его строительства на период 1911-1924 годов. Именно благодаря этой программе Балтийский флот был в значительной степени восстановлен и смог достойно противостоять германскому флоту на Балтике, а Черноморский полностью господствовал на Черном море.
Однако в наши дни ни закона "О флоте", ни программы его строительства реально не существует, есть только отдельные законодательные акты, по сути, лишь декларации о намерениях, а именно:
- утвержденные в 1997 году указом президента РФ Концепции Федеральной целевой программы "Мировой океан";
- утвержденные 4 марта 2000 года указом президента РФ "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года";
- утвержденная 27 июля 2001 года указом президента РФ разработанная Главным штабом и Морским научным комитетом ВМФ "Морская доктрина Российской Федерации до 2020 года".
Отсутствие кораблестроительной программы приводит к известным результатам. Так, например, в 2004 году МО РФ разработало план развития ВМФ на период до 2040-2050 годов. В нем прописывался отказ от защиты интересов России в океанах, флот предназначался для действий не далее 500-километровой прибрежной зоны, фактически только в территориальных водах России. "Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем", - заявлял тогдашний командующий ВМФ адмирал Владимир Куроедов. По его словам, в дальнейшем предполагалось строить фрегаты и корветы только прибрежного плавания.
Исходя из данной концепции на "Северной верфи" были заложены три корвета проекта 20380: головной "Стерегущий" (21 декабря 2001 года), "Сообразительный" (20 мая 2003 года) и "Бойкий" (27 июля 2005 года). Кроме того, в марте 2005 года МО собиралось объявить тендер на постройку фрегата проекта 11356 прибрежной морской зоны. Но в сентябре, когда адмирала Куроедова сменил новый главком ВМФ Владимир Масорин, неожиданно выяснилось, что военно-морская доктрина России сменилась с "прибрежной" на "океанскую". В результате уже в октябре 2005 года был подписан контракт, а 1 февраля 2006 года на "Северной верфи" был заложен фрегат проекта 22350 дальней морской зоны "Адмирал Горшков". Более того, на церемонии закладки адмирал Масорин заявил, что таких фрегатов требуется 20, а в перспективе будут построены один-два авианосца. Но при этом необходимое для ВМФ количество корветов ближней морской зоны (40 единиц) осталось прежним.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ МЫ ДОСТРОИМ... ДОЛГОСТРОИ
Не внесла ясность в вопрос, по какой концепции будет развиваться российский ВМФ, и представленная в этом году Военно-промышленной комиссией (ВПК) "Государственная программа вооружения на 2007-2015 годы".
Из предложений ВПК можно сделать вывод, что львиная доля бюджета оснащения ВМФ (в ближайшие годы он, по оценкам экспертов, будет колебаться в размере около 20 млрд рублей в год при необходимых 150 млрд) будет уходить на северодвинский "долгострой", ведь первый РПКСН проекта 955 "Юрий Долгорукий" заложен на "Севмашпредприятии" аж в ноябре 1996 года и строится до сих пор. А на строительство новых надводных кораблей в лучшем случае будет направлено 20 процентов этого бюджета. Тем самым нездоровая диспропорция между надводным и атомным подводным флотом будет нарастать. К этому следует добавить, что строительство авианосцев, если таковое вдруг начнется, будет вестись, по словам Путилина, только на "Севмашпредприятии". И здесь впору задуматься о том, как принимаются такие решения, если учесть, что Владимир Поспелов, курирующий в ВПК военно-морскую тематику, буквально за несколько недель до своего нового назначения являлся вице-президентом Государственного центра атомного судостроения, т. е. "Севмашпредприятия".
Результат такого разброда и шатания в области оснащения российского флота корабельным составом - ничтожное число спущенных на воду и переданных в состав флота со времен распада СССР крупнотоннажных надводных кораблей. Это головной СКР проекта 11661 "Татарстан" (сдан ВМФ Зеленодольским судостроительным заводом в 2004 году и переведен на Каспий), морской тральщик проекта 02668 "Вице-адмирал Захарьин" (спущен на воду в июне 2006 года на Средне-Невском судостроительном заводе и должен войти в состав Северного флота) и МАК проекта 21630 "Астрахань" (сдан ВМФ судостроительной фирмой "Алмаз" в сентябре 2006 года и переведен на Каспий). То есть всего три корабля за почти 15 лет. Думается, Петр I от такого срама не раз перевернулся в гробу.
НА ЗАДВОРКАХ БЮДЖЕТА
Грядущий кризис в судостроении подтверждает и представленный в июне этого года Центром анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) рейтинг 20 лучших предприятий российского ОПК по объему выручки за 2005 год. Абсолютным лидером продаж стал концерн ПВО "Алмаз-Антей" с совокупной выручкой 55049,1 миллиона рублей. Вошли в список и три судостроительные компании.
При этом, как отмечают эксперты Центра АСТ, рост продаж компаний, вошедших в список, во многом номинальный. Так, если в 2004 году темп роста по отношению к 2003 году составлял 20,4 процента (в том числе и военного производства - 14,9), то в 2005 году по отношению к 2004 году он упал до 10,1 процента (темп роста военного производства сократился до 6,6). Таким образом, темпы роста общего выпуска упали в два раза и почти сравнялись с инфляцией. А следовательно, реальные объемы продаж продукции военного назначения данных компаний в 2005 году упали по сравнению с 2004 годом. Все это относится и к судостроительным предприятиям.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Фрегат проекта 22350 стоит около 420 миллионов долларов, а с учетом новейших вооружений его реальная цена может вырасти до 500 миллионов. 20 фрегатов обойдутся в 10 миллиардов долларов, а авианосец стоит - не менее 2,5-3 миллиардов. При этом необходимо помнить, что на каждый боевой корабль требуется хотя бы одно судно обеспечения и портовая инфраструктура, равная по стоимости самой боевой единице. А поскольку в Минобороны и ВПК позиции "сухопутчиков" гораздо сильнее, чем "моряков", то без принятой и утвержденной на самом высоком уроне кораблестроительной программы и соответствующего закона расходы на ВМФ в оборонных бюджетах последующих лет не раз могут быть значительно урезаны без веских на то оснований.