ПОСЛЕ ПОБОИЩА

Мраморные бюсты из Летнего сада будут восстанавливать не один месяц<br>

В эти дни скульптуры Летнего сада начинают закрывать на зиму. Под деревянными футлярами скрываются боги и богини, когда-то спустившиеся в наш город в мраморном обличии. Но многие из них вынуждены покинуть свои места: прикосновения любопытных туристов, микроорганизмы и загрязнения, попадающие на мрамор с деревьев и разъедающие его, повреждения от рук невежественных вандалов стали причиной для отправки скульптур в реставрационные мастерские Русского музея. Теперь в течение долгих зимних месяцев профессионалы будут восстанавливать творения мастеров XVIII века, чтобы сделать хотя бы чуть менее заметными те раны, которые нанесли им в культурной столице. "Подобное тому, что произошло 1 октября, случалось и 100, и 200 лет назад. Остались документальные свидетельства, как солдат Иван Сидоров в пьяном буйстве сбрасывал скульптуры с пьедесталов, топтал их ногами, а когда был скручен и протрезвел, долго плакал и каялся, не в силах объяснить мотивы своего поступка, - рассказывает Иван Карлов, главный хранитель Русского музея. - Почему это происходит? А почему человечество уже тысячелетия читает заповедь: "Не убий", но убивает. Почему читает: "Чти отца и мать свою", а все дома престарелых и богадельни забиты отцами и матерями при живых детях? Причина одна и та же - бескультурье, варварство, дикость". "У ВАС УС ОТКЛЕИЛСЯ" Чтобы посмотреть, какими трудами дается возрождение скульптур после нападения вандалов, корреспонденты "НВ" спустились в подвал Михайловского замка. Там находится специализированная мастерская Русского музея, где реставрируют мраморные скульптуры Летнего сада. Справа от входа под пленкой лежат запакованные скульптуры, ожидающие плановой реставрации, а слева на деревянных досках стоят те, что были повреждены 1 октября. Они темно-серые от времени и воздействия воздушной городской среды, голова одной из них при прикосновении реставраторов даже шатается. Поверить, что когда-то это был такой же белый мрамор, как в залах Эрмитажа, просто невозможно. По сути, скульптуры уже нуждались в реставрации, но, будучи еще не в самом худшем состоянии, дожидались своего часа. Рядом с бюстами в мастерской лежат отколовшиеся фрагменты, их немного, но зрелище все равно впечатляющее. На ум приходят картины Сальвадора Дали, в частности его "Дематериализация носа Нерона": рядом с плечом скульптуры на полочке лежит ее нос, позади шеи - отвалившиеся кусочки... "Повреждения не такие страшные: в основном они касаются предыдущих реставраций, прошлых склеек, но есть и новые сколы", - поясняет заведующий отделом реставрации Русского музея Евгений Солдатенков. В мастерской работают шесть человек, в том числе один научный сотрудник. Реставрацией скульптур здесь занялись два года назад, когда Летний сад вошел в состав Русского музея. Утраченные детали восстанавливали по аналогии с работами тех же скульпторов в других городах и странах. Химики-технологи и физики определяли, что использовали их предшественники-реставраторы. Например, в начале прошлого века мастера применяли клей, цемент, металлические стержни. А позже перешли на нержавеющую сталь и титан. Но это был метод проб и ошибок: так, например, шея одной из скульптур треснула, ее разорвало изнутри после того, как началась коррозия металла, которым шея прикреплялась к плечам. Из-за воздействия металла местами пожелтел мрамор другого изваяния. МРАМОР - КАК У МИКЕЛАНДЖЕЛО Посреди реставрационной мастерской под вытяжкой стоит скульптура Томаса Квеллинуса "Церера". Сейчас из ее руки торчит металлический стержень: чтобы восстановить крупные детали скульптуры, сначала в ней дрелью сверлят отверстие, в него вводят крепежный элемент, а уже затем прилаживают утраченный фрагмент. Причем каждый - плод многих дискуссий в работе Реставрационного совета. Сначала фрагмент изготавливают из пластилина, чтобы посмотреть, насколько его облик будет соответствовать историческому. Потом все предложения обсуждаются комиссией и изготавливается конечный вариант. В трещины на скульптурах с помощью шприцов вводится состав из мраморной крошки с клеем. На рабочем столе в мастерской стоят гири и ступки: реставраторы растирают и взвешивают нужную смесь. На полу лежит кусок белого каррарского мрамора - его привезли из Италии: именно с этим камнем когда-то работал сам Микеланджело. Поверхность статуи очищают с помощью специальных марлевых компрессов. Каждый держится до суток с половиной. Из окружающей среды в центре города на скульптуру осаждается окись углерода, которая приводит к образованию черных корок. И чтобы защитить статую от него и от биологических поражений, после реставрации ее покрывают биоцидным составом, а сверху - воском. Толщина этого слоя - доли микрона. И когда невежественные посетители ради одного фотокадра прикасаются к скульптуре, они этот слой нарушают, и со временем на мраморе остается пятно. Если же человек касается незащищенного мрамора, он и вовсе создает среду для размножения микроорганизма. РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ! "Люди не понимают, чем они владеют, - говорит хранитель скульптуры Летнего сада ведущий научный сотрудник Галина Хвостова, - это самая большая в мире коллекция садово-парковой скульптуры. Если люди идут по саду, я вся напряжена: кто-то обязательно дотронется до скульптуры. Даже милиционеры уже устали повторять, что руками ничего трогать нельзя". Каждое утро Галины Александровны и ее помощницы лаборантки Ольги начинается с обхода Летнего сада и проверки состояния всех скульптур. Если обнаруживаются повреждения - необходимо сразу же обратиться к реставраторам, чтобы можно было что-то сделать по горячим следам. Мраморная скульптура без ущерба для сохранности может стоять на открытом воздухе не более 100 лет. В то время как в Петербурге она - на всех ветрах, вблизи Невы и автомагистралей - стоит уже почти 300 лет. Процесс замены подлинников копиями очень долог и дорогостоящ и потому займет еще минимум десяток лет. Чтобы ску0льптуры дожили до этого времени, о них должны заботиться мы, петербуржцы. Ведь каким бы ни было высоким мастерство реставратора, восстановить разбитую скульптуру так, чтобы абсолютно ничего не было заметно, невозможно.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.