ЛИХАЧЕВА ОТОЛЬЮТ В БРОНЗЕ
В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов 28 ноября, в день столетия академика Дмитрия Лихачева, будет открыт памятник почетному гражданину Санкт-Петербурга работы известного петербургского скульптора Григория Ястребенецкого.<br>
Григорий Ястребенецкий - автор ряда монументов, посвященных подвигу советских воинов в годы Великой Отечественной войны, памятника Владимиру Ленину в Дрездене, композитору Антону Рубинштейну в Петродворце, памятного знака и мемориальной доски Галине Старовойтовой, мемориальной доски драматургу Александру Володину, артисту Леониду Утесову и академику Дмитрию Лихачеву в Петербурге. Скульптурный портрет дирижера Юрия Темирканова находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Бюст академика Лихачева - пятый заказ Гуманитарного университета профсоюзов Григорию Ястребенецкому. Им уже созданы памятники другим почетным профессорам: писателю Даниилу Гранину, композитору Андрею Петрову, Юрию Темирканову и балетмейстеру Борису Эйфману.
Дмитрий Лихачев и Григорий Ястребенецкий не были близкими друзьями, но общались довольно часто. Интересен рассказ скульптора о знакомстве:
- Тогдашний председатель Ленгорисполкома Василий Исаев под впечатлением поездки в Лондон и того, как организована торговля на Оксфорд-стрит, решил пристроить к домам на Невском проспекте торговые галереи. Инициатива Исаева у городской общественности вызвала сильное возмущение. Я, как заместитель председателя правления Ленинградского отделения Союза художников, да и просто как гражданин, не мог остаться сторонним наблюдателем и отправился на прием к главному архитектору города Валентину Каменскому. Там, у него в кабинете, и встретился с Дмитрием Сергеевичем. Лихачев пришел по тому же самому поводу. И мы вдвоем принялись Валентину Александровичу объяснять то, что он, как человек умный, здравомыслящий, и без нас прекрасно понимал. Как ни странно, наша робкая попытка возразить мэру, а может быть, и не только наша, возымела действие. Потом мы с Дмитрием Сергеевичем вышли из кабинета и долго в приемной беседовали. Лихачев произвел на меня впечатление человека ответственного, думающего о том, чтобы сохранить Ленинград в том виде, в каком он заслуживает быть сохраненным.
Но работу над скульптурным портретом академика Лихачева Ястребенецкий начал значительно позже, лет через семь, но задолго до того, как его узнал город, страна. Скульптор "все надеялся", что Лихачев "попозирует", но этого так и не произошло - Дмитрий Сергеевич был постоянно занят. Ястребенецкий вылепил два бюста академика просто так, для себя. Первый, по оценке автора, удачный, к сожалению, существовал только в глине и не сохранился. Второй сохранился и лег в основу той самой мемориальной доски, установленной на доме, где жил академик.
- Над бюстом для Гуманитарного университета я работал довольно долго, - продолжает скульптор. - Притом что у Дмитрия Сергеевича яркая, запоминающаяся внешность, я обратил внимание, что он очень разный, в зависимости от обстоятельств. Я долго не знал, за какую фотографию зацепиться, какая наиболее характерная, наиболее впечатляющая. Мне Дмитрий Сергеевич казался человеком приветливым, улыбчивым. Но внучка сказала: "Дедушка даже дома всегда был серьезен". В результате я остановился на Лихачеве, когда он уже был в летах, на мудром человеке. И все же бюст бесконечно переделывался. Надеюсь, что Дмитрий Сергеевич не просто похож, но и что мне удалось выразить его духовную содержательность и особенно благородство.
Памятник изготовлен из бронзы по так называемой технологии "с потерей воска", позволяющей не только экономить металл, но и добиться предельно точной отливки.