"...ЕСЛИ МУЖ БУДЕТ БОГАТЫМ"

Учитель... Слово-то какое! У кого - улыбку, у кого - усмешку, у кого - сочувствие и даже сострадание вызывает... Много нас, кто вспоминает своих замечательных учителей, но в учителя почему-то не пошел... И даже те, кто явно мог ими быть: и детей любит, и дети любят, но нет, только не в учителя...<br>

Мы сидим с ней в маленьком кафе на 7-й линии Васильевского острова за чашкой кофе. Она смотрит на меня большими, очень красивыми глазами, ожидающими вопросов, потом вдруг улыбается и начинает сама: - Почему я учитель? Я перебиваю: - Или учительница? - Учительница, учительница, - охотно подтверждает она. - Потому, что, когда я решила ею быть, а произошло это в седьмом классе, мне стало не страшно жить. Я чаще улыбалась и смотрела на своих подруг почти свысока... - А сейчас? - спрашиваю я. - Не только на подруг, - ответила она и снова рассмеялась. Я - тоже. А что оставалось делать? Моя собеседница - студентка последнего курса Педагогического университета им. Герцена. Зовут ее Маша. Ей 21 год. А познакомились мы во время съемок программ о русском языке, хотя Маша преподает в школе английский и французский. - Моя мама - учительница. Моя крестная - учительница. Я выросла в школе. И знаете, мне никогда не хотелось уходить из школы. Школа была домом. - Кто еще идет в учителя? - спросил я. - Многие приходят на год-два, а остаются на всю жизнь. Все зависит от школы. Из богатых семей - никого, - отгадывает мой следующий вопрос Маша. И опять смеется: - Студентами или студентками могут быть, но в школу - вряд ли... Я слушаю ее и говорю себе: надо запомнить фразу "все зависит от школы". Надо ее расшифровать. ...Вечером (это сейчас, когда пишу эти строки) ловлю себя на мысли, что фраза "все зависит от школы" означает, что хорошая школа - это та, у которой более или менее все в порядке не только с детьми, но и с учителями. Учителями становятся так же, как и во всех остальных профессиях. Выпускник педагогического университета, может быть, и готов стать учителем, но чаще всего, вероятно, это происходит тогда, когда есть у кого учиться жить, получать удовольствие от того, чем занимаешься. - Какие учителя в учительской? - спрашиваю я Машу. - Большинство работающих давно ненавидят современное общество. - И в глазах уже нет и намека на усмешку. Затем она спохватывается: - Но это не значит, что ненависть переходит на детей. Понимаете, о плохом учителе невероятно модно говорить сегодня. А это несправедливо. Как средства массовой информации любят посмаковать какой-то негативный случай в учительской среде. И как редко пишут о встречах выпускников, да и показывают тоже, когда учителей обнимают бывшие ученики. Моя мама совсем недавно шла по Невскому проспекту, к ней бросился мужчина и стал обнимать. Мама опешила, не узнавая его, а это оказался ее ученик 30-летней давности. Потом дома мама весь вечер говорила только об этом. Маша молчит, а я думаю: может быть, за эти минуты счастья и работают учителями? Не за деньги же, правда? - А вообще, Игорь Абрамович, - после паузы обращается ко мне Маша, - за что, мне кажется, я могу полюбить школу уже как учитель? - И продолжает: - Были у меня в девятом классе две девочки. Красивые, длинноногие, но не давался им французский, да и вообще рассчитывают они в жизни на свою внешность, а у меня должен быть открытый урок. На нем как на экзамене. Они понимали это. Подходят. Мария Михайловна, говорят, напишите нам русскими буквами французский текст, мы все выучим, чтобы вас не подвести. Я даже обалдела. И поняла, что должна сделать это, хотя так нельзя. И что вы думаете? Выучили! ...Я еще репетиторствую. Кстати, труднее всего с детьми из богатых семей. Они смотрят на тебя как на обслуживающий персонал: ты должна нас учить, несмотря на то что мы ничего не учим или плохо учим, тебе за это деньги платят. Но знаете, такие дети очень часто одиноки. Так вот, один из таких учеников однажды мне говорит после урока, когда время занятий закончилось: "Мария Михайловна, побудьте еще со мной. А?!" Чем хороши оба Машиных примера. В них речь не об оценках, а о поступках детей. А мы, взрослые, родители, все об отметках беспокоимся. Нет бы вечером ребенку вопросик: "Кому помог? За кого заступился? С кем поделился?" Не могу согласиться с ЕГЭ - единым государственным экзаменом по русскому и литературе, понимая его государственную объективность, - именно поэтому. ЕГЭ - это тоже отметка, а содержательных сочинений, в которых автор виден, человек, стало быть, все меньше и меньше. Боюсь так сказать, но скажу: четверок и пятерок больше, а хороших людей, добрых и совестливых все меньше. Мои раздумья прерывает телефонный звонок. - Чем занимаетесь? - спрашивает моя знакомая. - Пытаюсь понять, почему мы с вами не стали учителями? - Потому, что к себе хорошо относимся, - следует ответ. - Не согласны? А это уже голос того самого общества, о котором говорила Маша, подумал я и попросил перезвонить чуть позже. ...Официантка уже в который раз меняет пепельницу (Маша не курит). - Что вы больше всего не любите в своей работе? - очередной вопрос Маше. - Когда на меня кричат. Кто бы ни был: завуч, директор, родители. - Среди учителей-женщин много незамужних. А вы замуж собираетесь? - извиняясь, спрашиваю я. - Да конечно. У меня есть молодой человек. Он курсант Военно-воздушной академии. Весной - лейтенант. - Останется в Петербурге? - Не обязательно. Могут распределить в Хабаровск. - И вы полетите в Хабаровск? - Если позовет, - говорит Маша. Вечером я спрашиваю свою 11-летнюю дочь: - Даша, ты могла бы стать учительницей? Она в ответ: - Если муж будет богатым.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.