НАД ПРОПАСТЬЮ ВО ЛЖИ
Защитят ли алиби-агентства от обвинения в убийстве?<br>
Появление алиби-агентств было реакцией на возросший на волне сексуальной революции спрос. Во-первых, друзья стали слишком занятыми, чтобы постоянно участвовать в инсценировках "ходоков". Во-вторых, значительная часть общества перешла от романтических служебных романов к самому натуральному промискуитету - в недрах офиса, в клубном сортире, в бане, в машине, в самолете, в носках, стоя и не нагибаясь. Но хотя физическая верность в браке уже не кажется такой безусловной, сам супружеский союз остается важной составляющей имиджа успешного человека. Поскольку развод стал делом дорогостоящим, непростое дело "отмазывания" вас перед женой лучше доверить профессионалам.
Самая распространенная услуга: вы едете к любовнице, а жене говорите, что в спортзал. Она, понятно, не верит, звонит по оставленному вами телефону (потому что мобильник там якобы "не берет"), а вежливый инструктор говорит, что вы действительно здесь и сейчас плещетесь в бассейне. Через минуту он может перекинуть вам звонок на любой номер и даже создать звуковой эффект падающих металлических "блинов". Услуга диспетчера обойдется вам в 500 рублей за 6 часов, а месячный "абонемент" - в 3 тысячи.
Например, хозяин агентства "Алиби для Вас" Андрей Райский говорит, что его клиентура на 80 процентов состоит из женщин. Чаще всего они хотят вернуть в семью или проучить загулявшего супруга. Чтобы этот дятел вдруг увидел, как вокруг нее складываются в штабеля банкиры, летчики, футболисты и бандиты, чтобы до печенок испугался потерять ее вместе с половиной имущества.
Однако в последнее время стало больше заказов как раз на помощь в разрыве отношений: оттолкнуть от себя надоевшего мужа, найти предлог для увольнения сотрудника, поссориться с доставучим собутыльником. В Японии эта разновидность алиби-агентств называется "разбивателями", а их годовой оборот превышает 10 миллионов долларов.
Агентства занимаются и организацией случайных знакомств, причем начальнику или какому-нибудь магнату хотят понравиться чаще, чем противоположному полу. Самая распространенная ситуация: выходит босс вечером из офиса, а из подворотни хрипатый голос: "Папаша, огоньку не найдется?" Понятно, что с тремя гопниками начальнику не справиться, а тут вы мимо идете - бах, бах, и враг бежит. Вероятность того, что отныне босс будет вам благоволить, резко повышается.
Агентства берутся и за формирование личного имиджа внутри компании. В офис будут постоянно приходить приглашения на престижные презентации на ваше имя, вас будут письменно благодарить от лица авторитетных граждан, а в конце концов босс узнает, что вас пытаются сманить конкуренты на вдвое больший оклад.
Был случай, когда девушка ляпнула в компании, что замужем за красавцем бизнесменом, хотя на самом деле жила с мамой и кошкой. Знакомые заподозрили засаду, стали подшучивать, девушка оказалась на грани провала. И всего-то за 700 долларов атлетичный жених на "лексусе" материализовался из розовых девичьих грез к общей зависти товарок. В другом эпизоде молодой человек решил проверить потенциальную невесту на вшивость, заказав в агентстве иллюзию своего разорения. Чтобы рассчитаться с долгами, они вместе продали джип и квартиру, в рацион вошли сосиски и греча, а суровые грузчики перевезли остатки собственности в двухкомнатную хрущобу на выселках. Кстати, трюк с разорением часто заказывают в алиби-агентствах, чтобы выйти из какого-нибудь предприятия или отсрочить уплату долга.
На рынке профессиональной лжи в Питере работает не менее 20 агентств - легальных и нелегальных. Такого рода деятельность не подлежит обязательному лицензированию, но некоторые регистрируются, чтобы усилить доверие клиента. Все-таки клиент, доверяя незнакомым людям сокровенные тайны, рискует когда-нибудь стать жертвой шантажа.
Принцип анонимности действует здесь в обе стороны. Алиби-агентства крайне редко общаются с клиентами по телефону: только через интернет-сайт, на котором клиент излагает суть своей проблемы. Если ситуация позволяет, он тоже может сохранить инкогнито. И если агентство базируется в жилой квартире и состоит из одного сотрудника, то вряд ли оно будет досконально проверять его мотивы.
Другими словами, клиент может заказать в агентстве алиби для жены, а использовать его в прокуратуре, чтобы доказать свою непричастность к преступлению.
- В моей практике был случай, когда муж убил жену в их квартире и в тот же день заказал себе алиби в агентстве, - вспоминает бывший сыщик Андрей Воробьев. - Он был безутешен, показал всем билеты на самолет, программу семинаров в Ново-
сибирске. Несколько свидетелей подтвердили, что звонили ему в гостиницу в день убийства. В розыске гораздо больше раздолбайства, чем принято считать: никто не проверял всерьез его алиби, пока случайно не возник свидетель, который видел его накануне убийства из окна квартиры.
Пионером профессии считается немецкий механик Йенс Шпагенгиф, который в 1995 году основал Бюро безупречного алиби. Сколько бы журналисты ни называли Шпагенгифа ловким мошенником и "профессиональным заметателем следов", он всегда говорил, что стоит на страже института семьи и брака.
Комментарий
Николай Артамонов, адвокат:
- Деятельность алиби-агентств в большинстве случаев не попадает под действие Уголовного кодекса. Никто ведь не запрещает рассылать фиктивные приглашения на симпозиум, закон не наказывает за "создание фальшивой репутации". Наше законодательство гораздо мягче карает за изготовление фальшивых документов, чем в США и Европе, у нас привыкли применять эту статью, когда кто-то нагло подделал и пользуется милицейским удостоверением. А сотрудников алиби-агентств за их проделки осудить сложно: где состав преступления, где умысел, где субъективная сторона?