БОЛЬШОМУ НЕБОСКРЕБУ - БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ
"НВ" начинает обсуждение проектов "Газпром-сити". Есть мнение, что "корабль" Жана Нувеля станет украшением морской столицы<br>
Напоминать, что Петербург и исторически, и по духу связан с морем и кораблями, наверное, излишне. Самый быстроходный парусник мира приписан к Петербургу, кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из официальных символов города. И когда перед известными в мире архитекторами поставили задачу не просто спроектировать престижный небоскреб для "Газпрома", но и вписать его в городскую среду так, чтобы, несмотря на неизбежный свой модернизм, он отвечал ее духу, это можно было сделать, наверное, только способом, который выбрал француз Жан Нувель - придав ему формы корабля.
Мне хотелось бы, чтобы именно этот проект, вышедший из архитектурного ателье Жана Нувеля, понравился жюри так, как его смог оценить автор этих строк. Что в проекте оригинального, сдержанно-петербургского?
Прежде всего спроектированное здание меньше всего напоминает ортодоксальный американского типа небоскреб в виде устремленной в небо "заточки", стержня, бруска, веретена и смерча. Во-вторых, в здании-кораблике "не страшно" изнутри! Ну смешно же бояться смотреть вниз, стоя в березовой роще! Пусть даже это не земная роща, а висячие сады.
Впечатление надежности конструкции, состоящей из пяти широко расставленных башен, усиливается не только объединяющими их консольно и линейно этажами и по-корабельному вантовыми связями, но и четырьмя высокопотолочными этажами, засаженными от края и до края березками. Зимними, а, может быть, лучше сказать, круглогодично-летними садами... Сами башни - намек на мачты парусника, на трубы линкора, на надстройки современных кораблей. Причем напоминание не прямое, а опосредованное, символическое и потому не вызывающее протеста у людей с разными вкусами - каждый из них увидит здесь свой корабль.
В висячие зимние сады смело можно приводить не только иностранных гостей, не только российских туристов, но и детей: пусть видят свою страну, ведь лишь поворотом головы здесь можно охватить взглядом одну из самых знаменитых рек мира от истока до устья. И с высоты орлиного парения можно увидеть, где в 1240 году произошла Невская битва, где крепость Орешек, а где - Петропавловка.
На мой взгляд - архитектора, а ныне литератора, - французские архитекторы из ателье Жана Нувеля сотворили "обыкновенное чудо". Не многим удавалось одними только архитектурными средствами преобразить Вавилонскую башню (первый в мире небоскреб) в висячие сады Семирамиды, а фаллический символ и торжественный замок мамоны - небоскреб американского типа - в "корабль спасения", может быть, новый символ города.
Почти невероятно, но факт: в случае победы проекта Жана Нувеля петербургские золотые шпили (два "небесных луча" на Петропавловке и Адмиралтействе) и купола окажутся не "унижены", а наоборот - снова "на высоте". "Мачты" "корабля" "Газпром-сити" - это те же петербургские шпили, т. е. лучи с неба. Они снова, как и встарь, поднимутся выше всех остальных городских сооружений. Сегодня первенство по высоте держит красивая, но абсолютно лишенная высокого сакрального смысла, связанного с именем города, телевизионная башня.
Что еще для нас важно в проекте Нувеля - он открывает самые смелые возможности для художественных и технических экспериментов. Например, стеклянные "паруса" могут работать на просвет с утра до вечера. А по ночам их можно подсвечивать алым цветом или по праздникам - российским триколором, можно экранировать силуэт Смольного собора, превращаясь в его фон.
Поскольку на таких высотах почти всегда ветер, а конструкция здания будет создавать направленные воздушные потоки, можно поставить там ветряные электрические генераторы, которые дадут ток хотя бы части этого комплекса. Ведь во всем мире крупные нефтегазовые компании считают своим долгом вкладывать средства и всячески пропагандировать чистые и природные способы получения энергии.