ЧЬЯ ОНА, НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА?
В ноябре 1991 года первый президент России подписал десять указов и постановлений "о переходе к рыночной экономике". За 15 лет всякое случалось, но вроде бы "перешли" по назначению. И даже ступили на порог ВТО. Вот только упустили по дороге одну малость, которая между тем определяет, как говорят экономисты, "качество рынка". О чем теперь и напомнили предприниматели 30 общественных организаций, предложив президенту Владимиру Путину еще один национальный проект, посвященный развитию "народного капитализма", то есть малого бизнеса - основы экономик преуспевающих стран.<br>
Суть: чтобы решать проблемы бедности, медицины, образования, сельского хозяйства, демографического кризиса, как прописано в других нацпроектах, надо прежде создать наибольшие возможности для проявления частной инициативы в производстве товаров и услуг, разработке новых технологий и т. д. Потому, поясняют авторы, предлагается не просто пятый по счету, а всем проектам проект.
Но кто против? Этому проекту, то есть рыночным реформам, тоже 15 лет. Ради чего еще их затевали? А вот оказывается, что после всех судьбоносных преобразований "поощрение предпринимательства пока еще не является приоритетом политики в стране". Именно так, вполне обыденно, сообщается в сборнике "Взаимодействие малого и крупного бизнеса", изданном в Москве в качестве своего рода учебного пособия для делегатов традиционных всероссийских конференций представителей малых предприятий. Выходит, к исполнению основной задачи рыночных реформ по-настоящему и не приступали. Причину назвал один из авторов обращения, глава Российской ассоциации развития малого и среднего бизнеса Александр Иоффе: "Правительство смотрит на эту проблему вполоборота".
А на деле тут даже загадка. Для малого бизнеса постоянно разрабатываются новые, улучшенные модели государственной поддержки, принимаются законы для ее правового обеспечения. Только после всех стараний все равно получаются убойные налоги, недоступные кредиты, беспредел чиновников, бесправие арендаторов и собственников, бумажная волокита и всяческие поборы. Непредсказуема и судьба поддержанной Валентиной Матвиенко законодательной инициативы о льготе, которая позволит малым фирмам выкупать в рассрочку арендованные помещения госнедвижимости. Губернатор Петербурга публично предложила городским чиновникам повременить с приватизацией помещений, арендуемых малыми предприятиями, пока не будет принят закон. Но приватизация все равно вовсю идет. Правда, на днях думский Комитет по собственности рекомендовал этот законопроект принять в первом чтении. Но еще не известно, когда примут закон, в каком виде и примут ли вообще. Зато точно известно, что сегодня, по данным ВЦИОМ, больше 70 процентов владельцев малых фирм не имеют собственной недвижимости. И социологи считают, что во многом как раз из-за этого малый бизнес "сохраняет позицию аутсайдера в экономике, не становясь мотором ее развития".
У чиновников свой вклад в проблему. Во многих городах - и Петербурга это не миновало - под разными предлогами, несмотря на протесты коммерсантов, "упорядочивается" едва не до нуля мелкорозничная торговля. Зато освобождаются от конкурентов и растут гигантские торговые сети. Во всем мире это прогрессивная форма продажи самых разных товаров. Но только до тех пор, пока не становится монопольной, когда вслед за крахом мелких торговцев разоряются их поставщики, какую бы расчудесную продукцию они ни выпускали, а потом и специалисты по новым конкурентным технологиям. Какая конкуренция при монопольной экономике? Тут все вершит уже другая "невидимая рука рынка": прав не тот, кто сделает что-то лучше кого-то, а кто сживет соперников со свету. Развитие малых фирм, кроме прочего, считается во всем мире одной из главных форм борьбы с монополиями. У нас же сегодня, несмотря на заверения властей в любви к малому бизнесу, таких фирм на тысячу жителей в 6 раз меньше, чем в Германии, в 13 - меньше, чем в США. А в сверхинновационной Японии таких предприятий вообще 90 процентов.
Представляя очередную программу поддержки малого бизнеса, министр экономического развития Герман Греф признал монопольную проблему "сетей" и высказался за ограничение торговли и строительства гипермаркетов по примеру США и Западной Европы, предложил ввести европейские стандарты определения предприятий малого и среднего бизнеса и законодательно обеспечить решение многих других застарелых проблем. Только, памятуя опыт прошлых лет, реальным условием реализации этих программ предприниматели считают все же национальный проект под патронажем главы государства.
Но и без проекта, и по проекту настоящее развитие малого бизнеса, а с ним всякого предпринимательства и рыночной экономики в целом, состоится не раньше, чем все это станет действительным приоритетом государственной экономической политики.