МИР СТРОЙКАМ - ВОЙНА РЫНКАМ
Без двойных стандартов в миграционной политике региону не обойтись<br>
Во вчерашнем номере "НВ" мы рассказали о том, как развивается ситуация на питерских рынках после выхода правительственного постановления, согласно которому мигрантам запрещено торговать отдельными видами товаров, а их число на рынках ограничили квотами. Но охватить в одной статье все грани процесса невозможно. Поэтому сегодня мы возвращаемся к теме, рассматривая другие стороны проблемы.
ДИКТАТУРА ЗЕМЛЯКОВ
Как нам рассказали в петербургском управлении Федеральной миграционной службы (ФМС), в последние два месяца не только на рынках, но и в торговых павильонах они ведут как сплошные, так и выборочные проверки. Сотрудники службы вместе с милицией проверяют у торговцев документы едва ли не ежедневно. Недавно ГУВД Петербурга и Ленобласти провело специальную операцию "Рынок", проверив 1097 торговых объектов в городе. Правда, результаты оказались более чем скромными. В ходе рейда нарушения правил в "привлечении и использовании иностранной рабочей силы" выявлены всего в 28 случаях. А ведь в рейде приняли участие 600 сотрудников криминальной милиции, службы по борьбе с экономическими преступлениями и милиции общественной безопасности.
Впрочем, это было предсказуемо. В милиции и ФМС знают, что за прилавками давно уже стоят по большей части торговцы славянской внешности с петербургской пропиской. По словам продавцов, которые не делают из своей работы тайны, плата за исполнение роли хозяина товара колеблется от 300 до 500 рублей в сутки. При этом к деньгам от хозяев зачастую прилагается "гостинец" - килограмм-другой фруктов или овощей. В результате за прилавком стоят одни, торговлю контролируют другие, но все как бы законно.
Не ухватить реальных владельцев рыночного бизнеса и по линии экономического криминала. Не так давно "НВ" описывало схему, как попадает в их руки товар с полей Ленинградской, Новгородской и других областей. Машины с картошкой, капустой и прочим "гости с юга" встречают еще на подъезде к городу и оптом скупают все содержимое за наличный расчет по цене, на которую сельчанин просто вынужден соглашаться. Ему объясняют, что, даже доехав до городского рынка, он столкнется там с такими препонами со стороны различных контролирующих служб, лабораторий, администрации, грузчиков - в общем, сплоченного рыночного коллектива, что и сам будет не рад, что доехал. Так что лучше отдать товар чуть выше себестоимости, но без хлопот. Об этом нам рассказывали сами фермеры.
В частности, поведали они и о том, что гости с юга по всему городу держат согласованные цены, никому не позволяя их снижать. Доехали фермеры как-то на своей машине до одного из открытых рынков, где без лишних формальностей можно продавать картошку с машины. Тут же последовало предложение купить у них все оптом. Они отказались, хотели продать урожай дороже, чем предлагали южане, но дешевле рыночной цены. Тогда подошли другие "земляки" и пообещали, что для начала пропорют машине колеса и выбьют стекла, а покажется мало - подожгут.
Правда, случилось это не в этом году. Но даже в связи с нынешней зачисткой и усилением милицейского контроля бизнес-схема рыночной мафии вряд ли изменится. Никакая антимонопольная служба не может помешать южанам по десять раз на дню созваниваться по сотовым с друзьями на других рынках и в "точках перехвата", обсуждая текущую ценовую политику. То есть рынка на наших рынках по сути нет. И поэтому среднеобеспеченный житель города львиную долю продовольствия закупает в супермаркетах - всякие импортные полуфабрикаты, в то время как сельхозрынки с их дешевой свежей местной продукцией считаются элитными торговыми точками.
Наверное, поэтому власти и пошли на силовой вариант: с нового года административно ограничить количество работающих на рынках иностранцев, а потом и вовсе запретить им участие в этой сфере бизнеса.
Недемократично? Можно и так сказать. Но пусть кто-нибудь предложит что-то лучшее.
НУЖНЫЕ И БЕСПРАВНЫЕ
Однако вовсе не рынки, а стройки города и области лидируют по числу легально и нелегально работающих мигрантов. По словам сотрудников строительного комитета города, до 70 процентов рабсилы на стройках - гастарбайтеры. У подавляющего большинства из них нет, в отличие от рыночных деятелей, никакого юридического прикрытия. И поэтому они могли стать первой жертвой ФМС. Однако, по нашим сведениям, никаких операций "Стройка" миграционная служба и милиция пока не проводили.
Мы побывали на одной из строек в районе Комендантского проспекта, где возводится громадный жилой комплекс. По словам прораба, здесь задействованы около двух тысяч гастарбайтеров. Профессиональный питерский строитель с некоторым смущением признался, что живут они в бытовках без элементарных удобств. Помещения не отапливаются (и это в ноябре!). Всюду грязь. Выход за пределы строительной зоны им категорически запрещен. "Для их же пользы, чтобы милиция деньги не "снимала", - пояснил прораб. Правда, это относится только к рабочим из Таджикистана и Узбекистана. Украинцы, белорусы снимают жилье в городе, как-то устраиваются в общежитиях.
Спрашиваем: не было ли здесь проверяющих из ФМС? Прораб говорит, что, к счастью, не было. Если бы пришли и документы у всех проверили - стройку можно было бы закрывать.
Еще один объект - реконструируемый мост Лейтенанта Шмидта. Здесь с середины октября гастарбайтерам разрешили выходить за пределы стройплощадки. Но лишь до ближайшего магазина. А летом, по свидетельству питерских мостовиков, рабочих из ближнего зарубежья едва ли не в клетке держали. Хотя и сами они старались носа на улицу не высовывать. Знают, что такое в Питере без документов оказаться. К счастью, и здесь миграционная служба проверок пока не устраивала (в отличие от строек в области).
ЧЕЙ "ВЕЛОСИПЕД" ВЗЯТЬ ЗА ОБРАЗЕЦ?
К сожалению, о том, что в миграционной политике фактически сложился двойной стандарт (мир стройкам - война рынкам), можно говорить только неофициально. Все мы разумные люди и понимаем, что формальный подход ко всем без разбору мигрантам принесет куда больше вреда, чем пользы. И все наши собеседники на стройках предлагали узаконить сложившуюся ситуацию: например, ввести для "проверенных" мигрантов то, что являлось бы аналогом американской "Грин карты". Если человек сезон-два честно отработал на стройке или водителем маршрутки - его фирма может подать представление в ФМС на выдачу ему такого аналога паспорта.
Наличие одного стандарта в миграционной политике - политкорректно, но такая корректность провоцирует рост числа мигрантов-бездельников в европейских странах, с последствиями чего уже столкнулась Франция, а в России, с ее не-
совершенными законами, порождает и этническую преступность. Между тем США, Новая Зеландия и многие другие страны официально имеют двойные и тройные стандарты, обеспечивая максимальные удобства для квалифицированных и трудолюбивых мигрантов, жестко отсекая всех остальных.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Буряк, начальник управления Федеральной миграционной службы по Петербургу:
- К 1 ноября 2006 года из Петербурга и Ленобласти депортированы 130 грузин, из них принудительным путем - 52 человека. Всего по решению суда из Петербурга и Ленобласти выдворены 1069 иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, из них в принудительном порядке - 543 человека.
За 10 месяцев этого года ФМС по Петербургу и Ленобласти привлекла к административной ответственности 10 235 нелегально находящихся на территории России иностранцев. Это на 2 тысячи человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.