АЛЕКСАНДР ТЮТРЮМОВ: "ПОД ЛЕЖАЧЕГО МУЖИКА ПОРТВЕЙН НЕ ТЕЧЕТ..."
Известный петербургский актер до сих пор пугается включенной камеры
Между Александром Тютрюмовым и его героем общее одно - отчество. Ну и, понятное дело, фактура. А между тем телезрители берутся утверждать: "Тютрюмов играет не Егорова, а себя". То есть, выражаясь профессиональным языком, просто находится в предлагаемых обстоятельствах. С чем, естественно, сам актер никак не может согласиться. Слишком разные его персонажи, а их уже набирается более трех десятков. Но и профессиональным актером Тютрюмов себя не считает. В настоящее время он возглавляет петербургский филиал московской компании "Мегаполис". Однако с детства Александр Аркадьевич мечтал быть артистом - и больше никем. Как многие в его возрасте, собирал открытки артистов, вырезки из газет о театре и кино. А жил он в городе Подпорожье Ленинградской области. Родители никакого отношения к искусству не имели, но никогда не препятствовали сыну заниматься тем, чем он хочет.
Александр Тютрюмов рассказал "НВ" о том, что сделано и чего хочется.
ХОЧУ И БУДУ!
Это сейчас в небольшом городе детишкам деваться некуда, а раньше клуб юных моряков - пожалуйста, театральный кружок - пожалуйста, кукольный - пожалуйста. Я на баяне учился играть, потом бросил. Точнее, выгнали. Сольфеджио не хотел учить. Взял и самостоятельно освоил - без всякой нотной грамоты! - баян, гитару, балалайку и пианино. Много лет занимался в народном театре, приехал в Питер поступать в театральный, но вдруг решил, что еще не подготовлен, и пошел в индустриально-педагогический техникум. Продолжал заниматься народным театром, и когда пошел работать. Помните, как утверждал герой Евгения Евстигнеева режиссер народного театра в народном фильме "Берегись автомобиля"? "Актер с наибольшим подъемом будет играть, если с утра отработает смену у станка". Много лет "дедморозил". На съемочной площадке оказался случайно - благодаря своим друзьям Сергею Кабановскому и Сергею Загребе. Их друг Александр Капица начал производство сериала "Улицы разбитых фонарей", а они знали о мечте Александра и попросили его попробовать на небольшой эпизод.
"КЕНТУХА ГУРИТСЯ"
Актерскому мастерству я также обучался на съемочных площадках у таких режиссеров, как Сергей Снежкин, Дмитрий Месхиев, Александр Рогожкин, Владимир Бортко, Дмитрий Светозаров.
Первая моя роль - "плохой" адвокат в сериале "Улицы разбитых фонарей". Серия называлась "Целую, Ларин". 94-й год. Потом начали поступать приглашения на небольшие роли. Была и большая роль в фильме Сергея Снежкина "Цветы календулы". За нее я получил приз "Многообещающий дебют" на международном кинофестивале "Балтийская жемчужина" в Риге. А дальше закружилось, понесло. Я прекрасно понимал, что никогда не войду в десятку и даже в двадцатку лучших актеров. Для этого, по крайней мере, надо жить в Москве, чего я не хочу, и иметь в друзьях великих режиссеров и продюсеров. Мне нравится наш город и дороги друзья без всякой связи с профессией. А чтобы хорошо сыграть, мне достаточно быть "в материале". На всякий случай я окончил ВГИК - получил образование продюсера кино и телевидения. На сегодня у меня 36 фильмов, не считая "Убойной силы". Но до сих пор меня пугает фраза "Камера, мотор!".
...Хороших персонажей много - попробуй плохого сыграть! Мой герой - подполковник Егоров в "Убойной силе" - слеплен писателем Андреем Кивиновым, мною и Андреем Федорцовым. Первоначально я должен был играть одного из оперов. Ночь перед первым съемочным днем была ночью кошмаров. Три телефонных звонка! То утверждали на опера, то не утверждали. Сказали, что Первому каналу пробы понравились. Закончилось тем, что Кивинов специально для меня написал роль старшего офицера, такой негативный типаж - взяточник, с солидным кольцом на пальце. Но я смог убедить Андрея не делать из Егорова коррупционера. В результате совместными усилиями мы сделали служаку, тупо выполняющего свою работу. Ну, естественно, с какой-то хитрецой, со своими мыслями.
А в сериале "Ключи от смерти" Бориса Плоткина я играл авторитета, который только что "откинулся с кички", ботал, естественно, исключительно по фене: "Папа, дай вант, кентуха гурится, зарубку кладет, все будет гбуро..." Ну и так далее. Пришлось, конечно, слова заучивать, потому что в обыденной жизни я пользуюсь нормальным русским языком. Но однажды, случайно попав в компанию, где были люди, познавшие жизнь "по ту сторону закона", я как рубанул "кентуха гурится...". И слышу: "Хорошо чешешь, братишка". Оценили.
...Сниматься хотел бы в комедиях, приключениях и детективах. Пробовался на исторический фильм "Пером и шпагой", но меня не утвердили. Кто-то из ассистентов по актерам, видно мой большой поклонник в кавычках, сказал, что я очень дорогой актер, капризный, - бред какой-то. Ну и не состоялось. Несомненно, каждая работа должна оплачиваться. И хотя я не актерством зарабатываю на жизнь, каждый актер сколько-то стоит. Цена в зависимости от рейтинга повышается или понижается. Стоимость моей работы в кино не самая большая. Ниже скатываться не буду. Потому что, если начну сниматься за три копейки, такое отношение будет ко мне и на площадке. Я лучше пропущу одну или две картины. Естественно, в знаковых фильмах, таких как "Мастер и Маргарита", я о цене не заикаюсь. Было желание сыграть в "Золотом теленке" - сыграл.
А вообще мне нравится играть хорошие эпизоды, но чтобы они были яркие, красивые. Я благодарен Косте Хабенскому, который пригласил меня на эпизод в фильме "В движении". Покойный Андрюша Краско позвал сняться в "Копейке". Эпизодики, эпизодики, но интересные, сочные. Большая роль требует большой самоотдачи и большого времени, а с учетом того, что у меня бизнес, я не могу себе позволить уехать на полтора месяца куда-нибудь сниматься.
ЗА ИДЕЮ НИКТО НЕ РАБОТАЕТ
У меня есть продюсерский центр "АТК-студио", где я осуществляю разные проекты. От нас на "Фабрику звезд" ушла Юлия Михальчик. Бари Алибасов взял одного человека к себе в проект.
"АТК-студио" продюсировал фильм "Особенности национальной политики", спектакль "Любовь на троих" с участием Семена Стругачева, спектакль "Приключения Аладдина". Недавно закончилась работа над документальным фильмом "Точка опоры", рассказывающим о детях-инвалидах с разрушенными тазобедренными суставами и о врачах, которые помогают им встать на ноги в ортопедическом центре Турнера. Когда дети после операции начинают ходить, их жизнь полностью меняется. Ради этого стоит жить! И снимать об этом тоже стоит. Сейчас уже идут съемки двухсерийного телевизионного фильма "Перстень наследника династии", который опять же продюсирует "АТК-студио". И для меня там нашлась небольшая роль.
Сейчас я не знаю ни одного успешного человека, который работал бы чисто за идею. Любой человек имеет целью определенный уровень достатка, который будет достигнут в процессе производства какого-то продукта. Как говорят, "под лежачего мужика портвейн не течет". Я не считаю себя бедным человеком. Все относительно. Кому-то не хватает полтинника до рубля, а кому и рубля до полтинника. Я работаю, достигаю, созидаю, хочу делать больше и делаю. У каждого человека своя ниша. Мне моя ниша в творчестве, бизнесе и достатке нравится.
ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ БАНЯ, ПО ПЯТНИЦАМ МАЛЬЧИШНИК
По понедельникам мы с друзьями-ленфильмовцами уже много лет ходим в баню. Это простая городская баня, не для VIP-посетителей. В городе осталось бань пять, не больше, с хорошим паром. По пятницам у нас мальчишник. Долго наши жены не могли с этим смириться, но, как говорят, вода камень точит. А вообще-то у меня хорошая семья. Жена - что надо! Дочка - студентка СПбГУ, очень похожа на меня. Мы как две капли перцовки. Сын с невесткой Наташей подарил нам внука Арсения, и теперь у нас в доме настоящая "дедовщина"...
"...Если начну сниматься за три копейки, такое отношение и будет ко мне на площадке. Я лучше пропущу одну или две картины. Естественно, в знаковых фильмах, таких как "Мастер и Маргарита", о цене не заикаюсь".