ИОН БИСТРЕАНУ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛ РУМЫНИИ: "ПЕТЕРБУРГ - ПРИВЕРЕДЛИВАЯ ЖЕНЩИНА, ЛЮБЯЩАЯ ДОРОГУЮ КОСМЕТИКУ"
Четыре месяца назад на берегах Невы произошла очередная кадровая рокировка в дипломатическом корпусе: новым официальным посланцем румынского народа стал господин Ион Бистреану, обладающий немалым опытом представительской работы. Он убежден, что отношения между Румынией и Россией, Румынией и Петербургом должны развиваться неуклонно и к обоюдной пользе.<br>
- Господин Бистреану, с чем связана смена генерального консула вашей страны в северной столице? Было ли данное решение плановым, или на него повлияли какие-то привходящие обстоятельства?
- Это судьба дипломата - через три-четыре года заканчивать свою работу в определенной стране. В политике нужны прежде всего разработка и претворение коренной стратегии, а не механическая "переброска" чиновников с места на место. Но время сейчас, как видите, бежит быстро, без оглядки, требуя новых акцентов и методик.
Наши контакты с Россией складывались на разных этапах по-разному. Мы были близкими соседями при царях, затем весьма отдалились друг от друга в начальный период Советской власти, а после Второй мировой войны стали союзниками - правда, скорее вынужденными, нежели добровольными. Любопытно, что на заключительном отрезке совместного тоталитарного "марша" возникло определенное сходство национальных судеб: в декабре 1989-го под напором народных масс рухнула коммунистическая диктатура в Румынии, а через два года, в декабре 1991-го, распался Советский Союз, и Российская Федерация получила полную государственную независимость.
- И перемены сказались тотчас и на всех уровнях?
- Безусловно. Мы стали наконец свободной державой с демократическими институтами, стали равноправным участником многогранного международного процесса. Однако считать, что отношения с Россией немедленно выстроились по нужному вектору, нельзя. Может быть, где-то по новизне не "добирали" мы, а где-то, вероятно, не слишком усердствовала и сама Москва.
- Ну, теперь как будто контакты налаживаются, наполняются иным содержанием?
- Конечно, налаживаются. Тем паче что Румыния обретает ощутимый международный вес, уверенно интегрируется в европейское и евроатлантическое пространство, не забывая и о традиционном взаимодействии с Россией. Уже 1 января мы вступаем в Европейский союз, а на протяжении двух лет находимся в рядах НАТО, участвуя в заседаниях особого Совета по отношениям с Россией. Там обсуждаются вопросы международного сотрудничества в хозяйственной, научно-технической и военно-политической сферах, проблемы отпора различным глобальным угрозам - терроризму, фундаментализму, экстремизму и наркобизнесу. Разумеется, Румыния наводит мосты и на восток: двусторонние связи с Россией строятся в рамках Договора о дружбе, подписанного в 2003 году.
Вхождение в единую Европу требует глубоких внутренних преобразований, но уже в конце прошлого года иностранные инвестиции в румынскую экономику достигли 18,4 миллиарда евро, а в первые девять месяцев этого года инвестиции составили около 7 миллиардов евро. Само собой, если бы мы не предлагали "гостям" привлекательных проектов, то денег они - люди сугубо практичные - не дали бы, как говорится, ни под каким соусом...
- А что конкретно вы можете предложить России?
- В последний период отношения пошли на подъем. В феврале минувшего года президент Траян Бэсеску по приглашению президента Владимира Путина побывал с официальным визитом в Москве, обсудив меры и шаги по укреплению обоюдовыгодных усилий. Мы ожидаем наращивания наших отношений, исходя из того, что общее направление сотрудничества должно характеризоваться прагматизмом и конструктивным духом партнерства. Ныне мы подводим частичные итоги последних лет: такие русские гиганты, как "ЛУКОЙЛ", "Мечел", "Газпром", ОМЗ и ТНК, включились на принципах долевого участия в производственный цикл на некоторых румынских предприятиях металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности. Мало-помалу наращивается и торговый оборот.
- Какую же роль играет в этом Петербург?
- Наша миссия на берегах Невы существует около трех лет. В советском Ленинграде, кстати, никогда не было румынских представительств. Сейчас - иные времена, и связи по региональной горизонтали занимают все больше места в международном раскладе. Недавно мы учредили Генеральное консульство в Ростове-на-Дону, так что интересы Румынии "озвучены" и на Северо-Западе, и на Юго-Востоке. Ну а Петербург активно торгует с нами, хотя, честно признаться, сложностей и болевых точек еще довольно.
Моя деятельность в северной столице направлена главным образом на защиту прав румынских граждан, приезжающих в ваш мегаполис. Не выходят из поля зрения и объективные факторы. Петербург привлекает нас своим портовым характером, своей географической близостью к странам Запада, имеющим и гораздо больший рыночный опыт в отношениях с Россией, нежели Румыния, и гораздо более богатые средства для решения своих задач, нежели располагаем мы. Все это идет во благо: мы сможем в перспективе - присмотревшись, прислушавшись и осмыслив информацию - повысить конкурентоспособность отечественной экономики.
- Вы неоднократно бывали в Петербурге. Что нового заметно у нас сегодня?
- Меняется все - и общеполитический климат, и юридическая база, и банковско-финансовые условия, и, естественно, запросы населения. Петербург выглядит не простушкой в ситцевом платье и туфлях на босу ногу, а привередливой дамой, которая пользуется лишь дорогой косметикой, пьет тонкое вино, лакомится изысканными конфетами и принимает ухаживания блестящих кавалеров. Такие высокие потребности диктуют качественно иную систему спроса и предложения, в том числе и по линии культуры. Я говорю это как литератор, чья первая любовь - журналистика - осталась и по сей день горячей, неизбывной страстью.
Городу - скажу напрямик - очень повезло с губернатором. Валентина Матвиенко - откровенный, динамичный и прагматичный политик с широким и ясным кругозором. На своей первой встрече со мной и с некоторыми иностранными коллегами она подробно и обстоятельно делилась планами и намерениями. Этот насыщенный разговор дал добрый импульс к разнообразному деловому сотрудничеству. Да, в вашем прекрасном городе грех жаловаться на собеседников!