ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ - НОВЫМ ЯЗЫКОМ
В кинотеатре "Родина" прошел фестиваль анимационных искусств "Мультивидение"<br>
Конкурсная программа шла в разбивке на три категории - для детей, молодежи и взрослых зрителей. За это время зрители успели насладиться шедеврами лучших режиссеров-мультипликаторов мира.
В конце второго дня подвели итоги, раздали награды. Первое место получила картина "Наш человек в Нирване" Яна Кестера (Германия). В таком выборе жюри, возглавляемом режиссером Ильей Максимовым, автором фильмов "Карлик Нос" и "Добрыня Никитич и Змей Горыныч", можно усмотреть желание напомнить о морали. На первый взгляд "Наш человек в Нирване" - это история о рок-музыканте после того, как его буквально замкнуло электричеством между струнами гитары и проводами освещения. Мы видим его загробную жизнь. Музыканта не пускают в вожделенную страну Нирвану, возвращая на землю с тем, чтобы он выполнил главное: построил дом, вырастил сына и посадил дерево. И пусть за дом сойдет вигвам хиппаря и женщин в жизни рок-музыканта уже было немало, выполнение заветов такими средствами тоже подходит. Но... даже при отсутствии одного доброго дела - ни одного выращенного дерева - в рай не пускают. В общем, времена меняются - мораль остается.
Второе место получила лента "Плоть" Эдуара Салье (Франция). Сказать, о чем она, трудно. О крахе империи? Об 11 сентября? Самолеты несутся над городом, врезаясь в одно, другое, третье здание, на каждом из которых - порнокадры. Гибнет город. Но вместе с ним гибнет и его порок.
А вот с третьим местом все просто. Его заняла лента Билла Плимптона "Собака-поводырь", продолжение номинировавшегося на "Оскар" "Сторожевого пса" (США). Шутливая и легкая история про то, как при наилучших и наичестнейших намерениях собака не могла сберечь ни одного из доверенных ей инвалидов.
Гран-при фестиваля получила лента "Янсан" Карлоса Эдуардо (Бразилия) - легенда о рождении богини, рассказанная современным языком в стиле японского аниме. Но, как ни странно, она-то ничем особым и не запомнилась, даже, наоборот, порой раздражала своей грубостью. Зато удивила картина, признанная "самой не-
однозначной". Быть может, ее-то как раз и не оценили по достоинству. Под механическую и однообразную музыку рыцарь движется по замку. Пройдя все преграды, огонь, воду и медные трубы, рыцарь доходит до трона. И тут его убивает некая высшая сила, вероятно, символизирующая государство. Кровь рыцаря становится топливом для вселенской машины, вращающей вокруг Земли луну и солнце.
Из разнообразия картин, тем и способов съемки фестиваля видно, как современная анимация расширяет свои границы и наши прежние представления о мультфильмах в целом.