"ВОЗВРАЩЕНИЕ" УКРАДЕННОГО ИСКУССТВА

На всеобщее обозрение выставлены иконы, кресты и... поддельный Фаберже<br>

Вчера в Эрмитаже открылась выставка "Возвращение". Взорам посетителей предстал 31 экспонат из тех, что были украдены в течение нескольких последних лет из Эрмитажа и недавно возвращены в его стены. Напомним, что похитили 221 предмет искусства. Все они хранились в фонде Русского отдела музея - это кресты, потиры, иконы в серебряных окладах, статуэтки. Всего же отдел насчитывает у себя 300 тысяч предметов. Как пояснил корреспонденту "НВ" заведующий Русским отделом Вячеслав Федоров, все, что представлено на выставке, не является особо ценными произведениями искусства. Иконы, кресты находились в Зимнем и Александровском дворцах, это бытовые и культовые предметы, которыми пользовались в царской семье, и по исполнению, художественному уровню они имеют среднюю ценность. А в иконах наиболее ценной является не роспись, а серебряные оклады с драгоценными камнями. - Те, кто выносил эти предметы из хранилища, руководствовались прежде всего их внешним состоянием, - рассказал Вячеслав Федоров. - Ни один из экспонатов не требовал никакой реставрации, их явно хотели продать подороже. Возможно, если бы не кража их из музея, эти предметы никогда бы не попали в экспозицию. Специалисты считают, что наиболее ценная вещь на выставке - икона "Собор всех святых" 1883 года исполнения, украшенная эмалью, изумрудами, сапфирами, бирюзой. Доказано, что у этой иконы часто молился царь Николай II. - Сколько может стоить "Собор всех святых" в денежном эквиваленте - очень трудно сказать. Цена, указанная в одном из музейных реестров, пожалуй, смехотворна - тысяча долларов! - рассказал "НВ" начальник отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей УВД Санкт-Петербурга Владимир Кириллов. - Только выставленное на аукцион любое произведение обретает более или менее реальную цену. Начальник антикварного отдела также заметил, что следствие по делу кражи близится к завершению, не исключено возвращение и других произведений прикладного искусства. КСТАТИ Ценность представленных экспонатов можно измерять историями и легендами, которые их окружают. Например, серебряный потир 1856 года изготовления, говорят, использовался сектантами, из него пили отвар при совершении неких обрядов, потир был конфискован после закрытия секты - вот этим он и интересен. А две фигурки животных являются подделками под Фаберже, что говорит об уровне мастерства изготовителей подобных вещиц в те годы.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.