ЗАКУПОЧНЫЙ ЗАПОЙ ГЕРМАНИИ
Новогодний стол по доступным ценам - признак "социально стабильного общества" <br>
Мало кто знает, что первыми в ФРГ все прелести зимних празднеств ощущают на себе... домашние животные и птицы. Нет, нет, речь идет не о гусях, индейках и утках, которых в эти дни ожидает традиционно печальная участь. Речь о бездомных кошках, собаках, хомяках, канарейках и попугаях, содержащихся в специальных "звериных приютах" по всей Германии: в первую очередь именно к ним, а не к людям, приезжают на "санях", груженных подарками (специальные корма, подстилки, игрушки, новые клетки), Деды Морозы с симпатичными Снегурочками.
Между тем именно по активности бюргеров в приобретении специально уцененных к Рождеству и Новому году подарков для братьев наших меньших здесь, как правило, и судят о повышении (или падении) предпраздничного спроса на товары "людского" ассортимента.
Купит бюргер загодя на одну уцененную коробку "зверских" угощений больше, чем в прошлом году, значит, и на подарки своим домашним круче раскошелится. Сэкономит на такой почти обязательной благотворительности, следовательно, и обычная рождественская торговля запланированных барышей в декабре не дождется.
Что ж, судя по тому, что на рождественские подарки бездомным животным немцы в пересчете на душу населения уже выложили почти на два евро больше, чем в минувшем году, ныне можно ожидать настоящего шопингового бума. Ну а если учесть, что и в плане традиционной благотворительности жители Германии в этом году почти догнали самых щедрых в мире жертвователей - киприотов, ежегодно отдающих перед зимними празднествами чуть ли не по 50 евро с носа в пользу бедных, бума этого можно ожидать наверняка.
Местная пресса пишет об этом так: "В Германии настоящий предрождественский закупочный запой". И объясняет сей "запой" хорошей экономической конъюнктурой да возросшим благосостоянием населения.
Впрочем, по данным Рольфа Бюркля, эксперта Общества изучения потребительского спроса, рекордный за последние пять лет спрос немцев на подарки и товары (в особенности приобретение дорогих автомобилей, развлекательной электроники, компьютеров, плазменных телевизоров, предметов домашнего обихода и мебели) обусловлен не только ростом благосостояния, но и одним неприятным новогодним нововведением.
Дело в том, что с 1 января 2007 года налог на добавленную стоимость - налог, который продавцы традиционно выуживают из кармана покупателя, - возрастет в ФРГ с 16 процентов до 19. Чем дороже вещь, тем весомей окажутся с Нового года пресловутые 3 процента ее удорожания. Вот немцы и уходят в "покупательский запой", предпочитая приобретать товары дорогие, престижные, качественные. И не обязательно для друзей и близких, а в основном для самих себя, любимых. Ведь наступит Новый год (а с ним и новый налог), и можно будет похвастать перед знакомыми не только люксовой покупкой, сделанной по случаю, но еще и тем, сколько успел на этом хитроумно сэкономить.
Шутки шутками, но реклама умело играет на людских страхах в ожидании 1 января. Возьмем предпраздничные услуги (организацию фейерверков, шоу, новогодних вечеринок). Доход от них на 7-8 миллиардов (!) евро больше, чем в предрождественские дни 2005 года.
Впрочем, стоит особо отметить, что предновогодний "шопинг-угар" в ФРГ - "болезнь" не только богатеев. Надо сказать, что, в отличие от России, в которой цены на товары предновогоднего ассортимента способны шокировать самых состоятельных иностранцев, здесь, в Германии, достойно накрыть тот же праздничный стол может даже получатель социальной помощи.
Недорогое игристое - от 1,5 евро за бутылку. Великолепный глинтвейн - от 80 центов за литр. Столь же доступны для всех слоев населения и цены на продукты питания, теплую и нарядную зимнюю одежду, спортивный инвентарь и многое другое. Если же вспомнить, что в предновогодние дни все это дешевеет подчас и на 30-50 процентов, не приходится удивляться, когда у одного и того же прилавка можешь обнаружить и популярного телеведущего, и обитателя ночлежки. Причем обоих - с нездоровым, ажиотажным блеском в глазах.
Между прочим, в Европе уже давно поняли, что только общество, в котором хороший новогодний стол (и подарки близким) могут позволить себе и богач, и бедняк, может по праву претендовать на звание "социально стабильного". Вот теперь прийти бы к этой мысли еще и нам, а не гордиться тем, что россияне, по данным исследовательской организации Deloitte, выложат ныне на подарки, банкеты и новогодние удовольствия до 13 процентов (!) своего годового дохода.