ЭДУАРД РОЗОВСКИЙ: "АКУЛЫ ПОМОГЛИ НАМ СНЯТЬ БОЙ ИХТИАНДРА"
Известному кинооператору Эдуарду Розовскому 14 декабря исполняется 80 лет. Он подарил мировому кинематографу такие ленты, как "Белое солнце пустыни", "Начальник Чукотки" и "Человек-амфибия". Причем в дни юбилея Эдуарда Розовского в стране отмечается 45-летие его картины "Человек-амфибия" - той самой, где впервые в СССР использовались подводные съемки.<br>
На съемках "Человека-амфибии" известный кинооператор провел 460 часов под водой
Все началось с Кусто
- Ваш фильм стал в СССР первым, где используются подводные съемки. Как появилась такая идея?
- Поводом для съемок картины "Человек-амфибия" послужили первые фильмы Кусто. Никто в ту пору, а это были 1957-1958 годы, не знал, что такое работать под водой. Не было ни оборудования, ни костюмов, ни аквалангов, ни масок. Сначала 25 кинематографистов разных профессий получили профессиональные права водолазов в школе подводного плавания на Васильевском острове. Затем осваивали технику для предполагаемых съемок, изобретали аппаратуру, боксы, разрабатывали оптическую систему, заказывали специальную пленку для подводной съемки, изобретали приспособления, начиная с осветительной аппаратуры.
- То есть даже аппаратура изобреталась специально для этого фильма?
- Конечно! Наши первые эксперименты были на грани риска и катастрофы. Мы отпускали осветительную аппаратуру - 10-киловаттные приборы - под воду, просто питая их от электростанции на барже или на берегу, заизолировав контакты. И как нас не поубивало в ту пору замыканием - это удивительно! Недаром по окончании съемок картины все говорили, что, "несмотря на созданные условия, никто не утонул". Надеялись, что дальше будет продолжение (уже была готовая группа, сделана съемочная аппаратура), но его не последовало.
- Почему?
- Во-первых, считалось, что приключенческий жанр чужд советскому народу. А во-вторых, несмотря на наш удачный опыт, говорили, что подводные съемки - авантюра, которая никому не нужна. В-третьих, уже после картины "Человек-амфибия" стало ясно, что это достаточно дорогое удовольствие. Фильм должен был сниматься на Красном море (там прозрачность выше, чем в Черном), но политическая обстановка была такова, что выехать нам не разрешили. Поэтому мы два месяца плавали от Феодосии до Севастополя, отыскивая интересные подводные пейзажи, скопления рыбы.
Выбрали бухту Ласпи и места недалеко от Тарханкута - там сняты финальные кадры. Проблем оказалось немало, скажем, прошел дождь, разыгрался сильный ветер - вода становилась мутной. В бухте мы построили огромный подводный вольер с декорациями, договорились с рыбаками, которые наловили живой рыбы, привезли и запустили туда. Из-под Синопа в ваннах прибыли дельфины, они жили в вольере, пока его не разбило штормом, и дельфины ушли. Мне тоже пришлось придумать систему - я прикрепил к аппарату подводный аквариум: сетчатая конструкция с передним стеклом, внутри которой находилась мелкая рыбка, чтобы перед объективом что-то плавало.
- А в Черном море акул, медуз опасных не водится?
- Там есть черная, или колючая, акула, ее еще называют катран. Наиболее крупные экземпляры достигают 2 метров. В принципе, безопасное для человека животное, но на спине - ядовитый шип. Кстати, акулы помогли снять эпизод боя Ихтиандра с зубастой хищницей. Мы поступили очень дерзко. Эта акула была недостаточно крупной для того, чтобы снимать ее в свободном плавании, поэтому мы зажимали ее перед объективом и снимали крупно голову или хвост, а потом микроэпизоды монтировали в один.
Важна была идея
- Сколько времени в общей сложности вы провели под водой?
- У меня в водолазной книжке записано 460 с лишним часов под водой. Самое сложное и неприятное - часто выходить из воды, ведь какая бы теплая она ни была, все равно рано или поздно начинается переохлаждение. Так что после 30-40 минут под водой приходится выходить на поверхность, залезать в спальные мешки, свитера, и лучше, чтобы сверху на тебя кто-нибудь сел, - не так трясет от озноба. После этого второй, третий и четвертый раз идти на погружение -небольшое удовольствие, а снимать нужно - время дорого. Я даже сделал для себя акваланг с тремя баллонами воздуха, чтобы не так часто выходить на поверхность и больше снимать.
- Это не могло не сказаться на здоровье...
- Считалось, что под водой можно делать не более 6 вдохов в минуту, дабы экономить воздух, а для этого нужны большие по объему легкие. Тогда мои легкие растянулись, а сейчас работают только вполсилы, им такое количество воздуха уже не требуется, и дыхание затруднено. Но кто тогда об этом думал?
Важна была идея.
- Музыку для фильма писал Андрей Петров. Вы как-то с ним обсуждали работу?
- Андрей Павлович подключился, когда материал был уже готов. Посмотрев его, он стал писать музыку. По существу, это была его первая картина, которая принесла ему массу неприятностей: все эти буги-вуги, я уж не говорю о песнях и словах, тогда вызывали большое раздражение и гнев руководства. Все говорили о пропаганде буржуазной жизни. Картина на экране оказалась случайно. Но уже в первый год ее посмотрели порядка 90 миллионов человек.
- Тогда ходили слухи: мол, у актера, сыгравшего главную роль, и правда жабры.
- Да, говорили, что в костюме у Ихтиандра был спрятан воздушный баллон, благодаря которому он мог свободно плавать под водой. Но сколько я ни убеждал в том, что это не так, мне не верили. Говорили, что актер не мог так долго плавать, не пополняя запас воздуха. Ихтиандру же это удавалось потому, что мы маскировали за камнями, скалами, водорослями акваланги, и он имел возможность на секунду заплывать за камень или растение, набирать воздуха и плыть дальше. Легенд ходит много.
- Как создавали костюм Ихтиандра?
- Это была проблема, наши художники долго работали над образом, над его головным убором. Искали эластичную ткань, которая не растягивалась бы под водой. Из кинопленки вырубили чешуйки с ноготь величиной, нашили их вручную - около 10 000 таких чешуек, при том, что костюмов было четыре!
Главное - быть человеком
- Какие-то сувениры с тех времен вы для себя оставили?
- Кто тогда мог подумать, что зрители спустя столько лет будут смотреть нашу картину! Для меня, например, оказалось совершеннейшей неожиданностью приглашение во Францию, где французы отмечали 45-летие этой картины как первого подводного российского фильма.
- Сколько картин вы сняли за свою жизнь?
- 78. Я рад тому, что могу сейчас посвятить много времени моим студентам университета кино и телевидения, где я заведую кафедрой операторского искусства. Многие мои ученики уже выходят со своими работами на экран, получили различные призы, награды. Но для меня главное, чтобы они были порядочными людьми, любили свою профессию и не изменяли ей.