АНКЛАВ В ПОГОНЕ ЗА ЕВРОПОЙ
За десять лет власти Калининградской области должны сравняться со странами Запада по уровню жизни<br>
Калининградские власти строят радужные стратегические планы. Да и в Москве перед ними ставят задачи, от которых захватывает дух, - к 2010 году догнать по уровню жизни Польшу и Литву, а еще лет через
пять встать вровень со странами Западной Европы. Но сбудутся ли эти планы - вопрос открытый. Ведь многие проблемы региона анклава так и остались нерешенными. В первую очередь они связаны с распадом "Союза нерушимого".
- Резали-то, можно сказать, по живому. И особенно больно это сказалось на Калининградской области, - считает председатель комитета по безопасности и правопорядку областной думы Владимир Никитин. - Мы вот входим в Северо-Западный федеральный округ России, но проблемы оторванности от основной территории страны до сих пор не решены, с каждым годом их становится все больше и больше. Это, согласитесь, не может не отражаться на социально-экономическом положении в нашем регионе.
С одной стороны, количество крупных инвесторов обновленной Особой экономической зоны в Калининградской области (а это проекты не менее чем в 150 миллионов рублей) давно перевалило за двадцатку. Причем пришли весьма солидные компании вроде "Дженерал моторс". Но с другой, по реальным инвестициям регион далеко не в лидерах. И в России, и в СЗФО.
Как показывают опросы потенциальных инвесторов, вкладывать свои деньги на территории области они опасаются главным образом из-за возможных политических рисков. Евросоюз развивается, вводя все новые и новые требования по отношению к своим новым членам, среди которых - Литва. Москва пытается время от времени нажимать на официальный Вильнюс. И оттуда доносятся недвусмысленные намеки - насчет разменной карты в виде целой Калининградской области.
Инвесторов это настораживает. Федеральный закон об ОЭЗ в Калининградской области, говорят они, вроде бы хорош. Наслышаны мы и о вашей долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона - до 2031 года (проект которой недавно был одобрен в Москве). Но дайте гарантии!
Региональные власти проводят разного рода презентации, расписывая преимущества режима ОЭЗ. Им вежливо кивают в ответ: да, вери велл, гуд. А как у вас с энергоносителями? Насколько стабильна ситуация с транзитом людей и грузов?
Энергетическая безопасность региона, несмотря на ввод в строй в прошлом году одного энергоблока ТЭЦ-2, полностью не обеспечена. Уровень газификации области, особенно в ее восточной части, уступает среднероссийским показателям.
- На 2007 год мы собираемся получить в "Газпроме" объемы голубого топлива в размере 1 миллиард 800 миллионов кубометров, - заявил на днях региональный министр развития инфраструктуры Александр Рольбинов.
- Так вам столько уже обещали дать, или это вы полагаете, что вам такие объемы выделят? - поинтересовался у министра автор этих строк.
Александр Рольбинов признался:
- Мы хотели бы столько получить. Идут переговоры.
Нет договоренностей и по поводу снижения тарифов на транзит в направлении Калининграда через Литву грузов третьих стран. В частности, белорусских калийных удобрений, в связи с чем давно бьют тревогу портовики янтарного края.
Оценивая ситуацию в области,
Минэкономразвития РФ отнесло ее к группе "регионов с уровнем развития выше среднего", куда вошли всего 15 субъектов Российской Федерации. Предполагается, что к 2009 году область будет входить в четверку лидеров по приросту промышленной продукции, уступая только Сахалину, Ненецкому автономному округу и Московской области.
Инвестиционного бума, судя по прогнозам МЭРТа, на территории области тоже в ближайшие пару лет не ожидается. Разве что свои коррективы внесет недавнее решение, рожденное в недрах этого министерства, предоставить находящемуся здесь национальному парку "Куршская коса" статус туристско-рекреационной зоны - с соответствующими солидными преференциями.
Калининградская область пытается развиваться, претендуя на роль крупного транспортного транзитного узла на Балтике, напоминая о том, что здесь - незамерзающий порт. Рассматриваются варианты обеспечения энергетической безопасности - в том числе и за счет строительства АЭС. Развитие туризма - еще один путь, способный вывести регион на новый уровень развития.
Областные власти разработали проект целевой программы развития туризма, который на этой неделе был в целом одобрен правительством губернатора Георгия Бооса. Если поставленные там цели осуществятся, то, к примеру, к 2011 году число тех, кто будет ежегодно приезжать в регион, чтобы поправить свое здоровье, составит порядка 500 тысяч человек. Тех, кого заинтересует культурно-познавательный туризм, окажется еще 450 тысяч. И еще тысяч 100 в год смогут приезжать в Калининградскую область на так называемый конгресс-туризм - на конференции и семинары на побережье Балтийского моря.
- У Калининградской области са-
мое хорошее будущее, - убежден вице-спикер областной думы Валерий Селезнев. - Не спорю, мы ущемлены в плане транзита, свободы передвижения. Но нам уделяется много внимания со стороны федеральных властей. Я думаю, что пройдет не так уж много времени, и нам будут завидовать и на северо-западе страны, и по всей России. А те республики, что 15 лет назад на всех парах рванули к своей независимости, оказавшейся в Евросоюзе мнимой, еще крепко пожалеют об этом. И, убедившись в успехах соседнего для них Калининграда, начнут просить-умолять российские власти о помощи. Но переселяться к нам в регион уже станет на-много сложнее.