СТУДЕНТЫ ПРИРУЧАЛИ ТЕРМЕНВОКС
В институте Про Арте молодежь постигала основы игры на необычном музыкальном инструменте.<br>
Загадочный инструмент, изобретенный в 1919-1920 годах Львом Терменом, в Петербурге гость редкий. Концерты практически не проходят, исполнителей никто не знает. И только грядущий концерт все в том же Про Арте стал поводом для мастер-классов исполнительницы на терменвоксе, органистке по образованию, Олеси Ростовской.
Даже не каждый сегодня знает, как выглядит терменвокс. Это небольшой инструмент, который создает вокруг двух своих антенн - вертикальной и горизонтальной - электромагнитное поле. И когда руки музыканта в это поле попадают, инструмент издает звуки. На примитивном уровне закономерность можно обозначить так: чем дальше правая рука от вертикальной антенны - тем ниже звук, чем выше левая от горизонтальной - тем он громче. При этом расстояние рассчитать "на глазок" невозможно: октавы в пространстве расположены не как на фортепиано, то есть не равны друг другу по расстоянию визуально. Так что все достигается только опытом и музыкальным слухом.
А потому первые экзерсисы пришедших на мастер-классы буквально "с улицы" были похожи скорее на завывания не слишком трезвых субъектов под забором (звук терменвокса сходен с человеческим голосом). Никто не мог сразу попасть в тон и удержать высоту хотя бы некоторое время.
Дабы показать успехи своих студентов в познании чуда Льва Термена, сама Олеся учила ребят рисовать руками в воздухе цифры - единицу, двойку, тройку. И, повинуясь красивым жестам, инструмент воспроизводил замысловатые звуковые фигуры под фонограмму из живого оркестра.
Всю красоту замысла изобретения Термена слушатели смогли оценить, только когда за инструмент встала сама Олеся Ростовская. Она исполнила "Вокализ" Рахманинова - именно его сам Термен считал наиболее удачным для демонстрации возможностей инструмента.