ЛЮБОВНЫЕ УРОКИ КАРЛА ЛИННЕЯ
В Русском музее открылась выставка,посвященная интимной жизни растений<br>
Выставочный зал Михайловского замка Русского музея принял в своих стенах посетителей выставки "Гербарий любви", посвященной 300-летию со дня рождения Карла фон Линнея. Выставка, организованная при участии Института Швеции и шведского генконсульства в Санкт-Петербурге, представила необыкновенно красивые, потрясающе эротичные работы шведского фотографа Эдварда Койнберга, иллюстрации Ф.П. Толстого, рисунки П.Н. Филонова и картины В.Д. Сверчкова.
На больших снимках - цветы в том ракурсе, в котором зрители их, возможно, никогда в своей жизни не видели. Они будто космические мерцающие звезды, огромные капсулы с зарождающейся жизнью. Видя готовые приступить к любовному акту тычинки и пестики, принимаешь за истину утверждение шведского ученого Карла Линнея: "Цветы - это воплощенная любовь растений". Проведя необходимые ботанические изыскания, он стал утверждать, что "цветы есть не что иное, как половые органы растений, с той только разницей, что соответствующие органы у животных мы считаем постыдными, их вид вызывает у нас смущение. ...А в царстве растений эти части по возможности выставлены на обозрение". Кстати, Линнея в свое время считали чуть ли не растлителем молодежи.
- Я создал эти работы семь лет назад, когда готовился к выставке, посвященной Карлу Линнею, в его загородном поместье в Хаммарбю, - рассказал автор работ Эдвард Койнберг. - При этом я вдохновлялся голландской живописью XVII-XVIII веков и, безусловно, теорией о любовной жизни растений, разработанной Линнеем. Здесь ведь нет никаких особенных неизвестных растений - все наименования знакомы: это мои любимые пионы, розы, гладиолусы, ревень, лилии, папоротник. Но они будто открываются людям заново.
Выставка побывала за эти годы в Испании, Китае, Австралии, Индонезии, Италии, на Украине. В Петербург она привезена впервые, но только здесь возникла идея дополнить экспозицию. Сотрудники Русского музея предложили включить в нее рисунки и акварели Федора Толстого, Петра Филонова, гербарии из Ботанического института имени Комарова, а также натюрморт с барельефом Линнея, выполненный русским живописцем Владимиром Сверчковым в конце XIX века.
- Думаю, выставка несет не только эстетическое удовольствие, она еще и познавательна, - считает заместитель директора по научной работе Русского музея Евгения Петрова. - На месте многих учителей я бы провела часть уроков ботаники именно здесь.
В тот же день в выставочном зале "Цветы" на Потемкинской улице открылась выставка "Скульптура. Поэзия садов". Совместный проект зала и реставрационной мастерской "Наследие" посвящен 100-летию академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, кстати, выступившего в 80-е годы инициатором создания этой мастерской. Выставка является живой иллюстрацией к книге Лихачева "Поэзия садов": садово-парковое искусство представлено в фотографии, живописи, скульптуре.
Справка "нв"
Карл Линней (1707-1778) разработал метод идентификации и систематизации флоры и фауны. За свою жизнь он дал названия примерно 7700 растениям и 4400 животным. Линней имел медицинское образование, много путешествовал по Европе, воспитал целое поколение шведских ученых, которые, отправляясь на поиски неизвестных видов растений, распространили систему Линнея в мире.