КТО НАУЧИТ ВЗРОСЛЫХ?

Петербургу предстоит освоить кадровый резерв<br>

Проблема кадрового голода ощутима во всех сферах экономики Петербурга. При этом значительная часть активного трудоспособного населения остается невостребованной работодателями. Новой структуре в правительстве города, которой с 1 января будут переданы находившиеся в ведении федерального ведомства вопросы занятости, предстоит выбрать оптимальные решения в вопросе переобучения и дополнительного образования взрослых петербуржцев. "Не знаю, как мне сейчас вернуться в профессию", - недавно пожаловался знакомый, бывший ученый, экс-доцент уважаемого вуза. В свое время, когда стоял выбор - остаться в науке или кормить семью, он предпочел второе. Ушел в маленькую частную компанию, где зарабатывает и сейчас приличные деньги, но работа не имеет ничего общего с бывшей, основной и по-прежнему любимой специальностью. "Предложений много, "технари" требуются всюду и на хорошую зарплату, - говорит он. - Но везде знание компьютера - первейшее условие, да и как разговаривать с работодателем в серьезной компании, я не представляю - мой последний опыт собеседований состоялся еще в советские времена". Такая история характерна для нашего времени. С одной стороны, экономика Петербурга испытывает острейший кадровый голод. По оценке директора агентства рекрутинга "Русский персонал" Владимира Тарасова, спрос на кадры (особенно работников среднего звена) в некоторых отраслях промышленности города превышает предложение на 100%, а по ряду специальностей - в несколько раз. Дефицит кадров становится реальным сдерживающим фактором в развитии Петербурга, ограничивает инвестиционный потенциал северной столицы. Потребность в квалифицированных работниках огромна, и если еще недавно работодатель ставил какие-то верхние возрастные пределы, то теперь ограничений практически нет, а по ряду вакансий охотно берут даже пенсионеров. С другой стороны, на рынке труда появляется все больше людей средней (и чуть старше) возрастной группы, оказавшихся "меж времени": у них есть руки и голова, есть желание и возможность приложить свои силы и знания, но по ряду причин эти люди не устраивают работодателей. Матери, вырастив детей и определив их в дошкольные учреждения, не могут вернуться к работе. Кто-то, имея престижное, но "старое" образование, долгое время торговал в ларьке, ныне убранном с городской улицы. Кто-то остался без работы в силу реорганизации производства - в последние два года прошла волна сокращений работников (прежде всего ИТР) на ряде крупных предприятий. "Современные производственные компании, особенно западные, неохотно берут на работу уволенных по сокращению с постсоветских предприятий, - констатирует менеджер по маркетингу кадровой компании "АНКОР" Татьяна Гринь. - Можно называть много факторов - и возраст, и отсутствие опыта работы на современном оборудовании, однако все они будут лишь сопутствующими главного проблемного фактора: "советского" менталитета, установки работать на "систему", а не на результат. Фактической причиной отказа является комплекс характеристик, и не в последнюю очередь - психологических". В итоге многие стремящиеся найти работу горожане, столкнувшись с реалиями, обнаруживают, что безусловно отстали от новых требований рынка труда. Однако безусловно - не означает безнадежно, что подтверждает многолетний опыт реализации программы "Датотека". "Нам удалось успешно привить в Петербурге опыт шведских коллег, - рассказывает депутат ЗС Никита Ананов, организовавший на территории своего округа систему переобучения взрослых. - С 1999 года на курсах "Датотеки" проходили подготовку около 200 человек ежегодно. В результате более 80% выпускников нашли новую работу, более квалифицированную и высокооплачиваемую". В основе программы - обучение использованию современных информационных технологий, навыкам работы над проектами, но, пожалуй, главное - психологический тренинг, направленный на воспитание командного духа, умение грамотно подать и "продать" себя на рынке труда, ставить задачи и добиваться результата. Реализация программы проводилась с использованием существующих ресурсов: так, например, местом занятий вечерних групп были компьютерные классы общеобразовательных школ, в которых днем учатся дети "взрослых учеников". Плотный режим занятий в "Датотеке" - два с половиной месяца по три часа в день - воспринимается безболезненно, ведь сам образовательный процесс - это "обучение деланием", не теоретизирование, а живая и увлекательная работа. Опыт "Датотеки" по достоинству оценен городским парламентом, принявшим в начале года закон "О просветительской деятельности и дополнительном образовании взрослых". Расчеты показывают, что затраты на дополнительное обучение одного взрослого возвращаются в бюджет в виде подоходного налога в течение всего 2-4 лет. Однако закон был отклонен губернатором, причем основанием для вето послужило не непонимание остроты проблемы, а формальные нестыковки в городском и федеральном законодательстве. Принятый Госдумой РФ осенью закон о дальнейшем разграничении полномочий с 1 января 2007 года вопросы занятости населения целиком передает в ведение региональной власти. А потому есть уверенность, что в наступающем году в Петербурге наконец-то заработает полноценная система переобучения и подготовки взрослых петербуржцев в соответствии с реалиями рынка труда.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.