НЕ ВСЕ НА НЕБЕ СОЗДАНО ЧЕЛОВЕКОМ
Как замечательно сказал Честертон: "Газетчики бойко анонсируют с утра до ночи, что христианство и буддизм очень похожи друг на друга, особенно буддизм". Давайте попробуем рассуждать на простых примерах. Недавно смотрел репортаж, как в Чили празднует смерть диктатора Пиночета. Меня Пиночет не интересует, но на чилийских девчонок, я вам скажу, стоит посмотреть. Главное, как они одеты: мини-бикини и ничего больше. А на вас что напялено, бабоньки? Смотреть тошно - свитера, шапки, пальто. С бразильянок и чилиек берите пример. Что значит холодно? Солнце - одно для всех, значит, погода везде одинаковая. У вас неправильная установка в сознании, запишитесь на курсы трансцендентальной медитации... Так вот, из того, что солнце одно для всей планеты, не следует, что климат везде одинаковый. <br>
Одна из причин религиозного многообразия - то, что человек может ошибаться. Какой-нибудь Фейербах говорит: люди создают богов по своему образу и подобию. Из этого делается вывод: значит, Бога не существует. Извините, это чушь собачья. Мой мобильник собрали люди, но из этого не следует, что он не существует. Мы тоже считаем, что человек способен создавать богов по образу и подобию, но христианская философия сложнее. Да, есть техника теогонии, но это не означает, что человек всегда ошибается. Что все, что есть в духовном мире, создано человеком.
Наука не есть нигилизм, любая наука рождается в виде сомнений - нужно что-то доказать, обосновать. Точно так же и в духовной традиции христианства. Есть такое монашеское предостережение: если ты видишь юношу, который устремился на небо, сдерни его за ноги на землю. И задача православного религиозного проповедника - осаживать энтузиазм. Ведь формула "я верю в Бога" по сути отрицательная. Она означает только, что я теперь не боюсь назначать экзамен на тринадцатую пятницу, не боюсь черных кошек и могу обойтись без пятачка под пяткой. Настоящая вера уменьшает число предметов веры.
Другая задача православного миссионера - отталкивать от храма, потому что слишком много людей готовы въехать в церковную жизнь по скользкой дорожке, по инерции, между делом и за компанию. Есть замечательная строчка из песни группы "Чайф": "Хочется раздеться, в небо окунуться". Это очень точное описание крещения. Но взрослый человек имеет право просить крещения только при одном условии: если он хочет покончить жизнь самоубийством. То есть когда тебя начало тошнить от себя самого, тогда и приходи. А просто так, будто попробовать новый сорт пива, новую духовность - не сработает, не поможет...
Еще об ошибках. В 1992 году, помнится, какая-то корейская секта объявила о конце света, причем они закупили рекламные полосы в "Известиях", "Комсомольской правде". В этих объявлениях было сказано, что в Москве на небеса будут забирать из московского Дворца молодежи. Поскольку конец света - событие довольно редкое, я решил, что будет непростительно, если оно пройдет без моего участия. Когда я вошел в этот зал, то обомлел, потому что увидел одну из вещей, на которые можно любоваться бесконечно. Их всего три: бегущая вода, горящий огонь и работающие таджики. Как же классно работал этот проповедник! Как диджей. Зал был полупустой, и проповедник сказал: "Те, кто сел сзади, садитесь вперед, а то оттуда Господь не возьмет вас на небеса! Правая половина кричит - аллилуйя, вторая - аминь! Аллилуйя-аминь!!! Теперь наоборот!" Через два часа такой зарядки бабулечки, которые зашли из любопытства, уже во вздыбленных позах толпились у сцены...
На это есть хорошая русская поговорка: не надо путать Божий дар с яичницей. Не надо путать психические методики самовозгревания и самовозбуждения с дарами Духа Святаго. Человек - это социальное животное. Ему очень трудно быть одному. Легче убедить себя в том, что что-то не то с моими глазами, нежели признать, что сошел с ума весь остальной мир. Этот прием активно используется в сектах. И в этом - еще одна причина религиозного многообразия.