ДРЕВНЕЕ СЕРЕБРО ОКАЗАЛОСЬ ФАЛЬШИВЫМ
Среди последних находок новгородских археологов есть заколдованное лукошко и поддельные монеты<br>
О новгородских памятниках и богатых музейных коллекциях не слышал лишь полный неуч. Но есть у древнего города такие богатства, которых никто и в глаза не видел. Дело в том, что все эти раритеты скрыты глубоко под землей и ждут того часа, когда их извлечет на свет рука археолога.
Каждый год ученые новгородского Центра организации археологических исследований по окончании сезона пополняют музейные фонды на тысячу новых экспонатов. Раскопки ведутся более 70 лет, но за этот срок исследовано лишь два процента культурного слоя. Можно только догадываться, сколько еще тайн хранит новгородская земля.
- В Новгороде каждый сезон случаются какие-то уникальные открытия, - рассказывает заместитель руководителя Центра организации археологических исследований Андрей Степанов. - В этом году, например, помимо прочего были найдены три берестяные грамоты. Находки сделаны на Троицком раскопе, что на Софийской стороне. Исследования в этом районе проводятся с 1973 года, здесь на отдельных участках сохраняется средневековый культурный слой до 6 метров толщиной. И сейчас на Троицком раскопе общая площадь исследований составляет около 8 тысяч квадратных метров.
Этим летом мы работали в слоях рубежа XI-XII веков. Из найденных берестяных грамот одна датируется началом XII века, остальные - концом XI века. Они имеют порядковые номера 957, 958 и 959. То есть с начала 1951 года на территории Великого Новгорода найдено уже 959 берестяных грамот.
Удивительно, но текст, нацарапанный на бересте почти тысячелетие назад, как правило, хорошо читается. Причина такой невероятной сохранности кроется в особенностях строения новгородского средневекового культурного слоя.
- Средневековые слои очень плотные, можно даже сказать, спрессованные, - продолжает Андрей Михайлович. - И они насыщены влагой, так что в этих напластованиях полностью отсутствует кислород, необходимый для жизнедеятельности микроорганизмов, которые могли бы разрушить наши находки.
О чем же повествовали авторы найденных в этом году берестяных грамот? Одна из них, 957-я по счету, по мнению ученых, является обрывком берестяного лукошка. Текст представляет собой своего рода проклятие в адрес того, кто попробует тронуть это лукошко. Мол, не твое - не трожь! Следующая по счету грамота, относящаяся к концу XI века, содержит список пунктов сбора дани.
- Эта находка дает дополнительный материал для понимания истории новгородской государственности и самой системы Новгородской республики, - поясняет Андрей Степанов. - 959-я грамота была найдена в слое пожара и немного повреждена огнем. Посвящена же она разбору имущественного спора. Интересна она еще и тем, что в ней упоминаются неизвестные ранее дохристианские имена, бывшие в ходу на территории Руси. Это большой подарок для лингвистов, изучающих древнерусский язык.
Кроме берестяных грамот прошедший археологический сезон принес ученым большое количество торговых свинцовых пломб, которых доселе встречалось не много. Обнаружили археологи и другие предметы, связанные с торговой жизнью древнего Новгорода: весовые гирьки, бронзовые весовые чаши, западноевропейские серебряные динарии.
- Кстати, в 2005 году помимо настоящих динариев на Троицком раскопе найдены два фальшивых, - говорит Андрей Михайлович. - Остается только гадать, сделали их в Новгороде или же привезли из Европы.
Одна из уникальных находок заставляет ученых ломать головы над ее функциональным значением. Дело в том, что небольшая резная фигурка кентавра, частично покрытая позолотой, очень напоминает древних идолов.
– Не очень верится, что это просто украшение интерьера дома, - поясняет Степанов. - Вероятно, у этой вещи было какое-то особое назначение.