НА БЕРЕГАХ ВОЛХОВА КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ ХРАНЯТ ВЕКАМИ
Новгородские летописцы не раз упоминали пышные пиры, которые устраивали князья и посадники не только для приближенных, но порой для всех свободных горожан. И спустя века новгородцы, как и их предки, все так же гостеприимны и хлебосольны. <br>
Деревня Холынья, что расположена приблизительно в 40 километрах от Новгорода, уже пять веков славится на всю Россию солеными огурцами. И как бы ни менялись времена, способ их засолки и хранения остался таким же, как полтысячи лет назад. Славным делом по сей день занимаются семейно, передавая из поколения в поколение старинные рецепты. Казалось бы, ничего эдакого в холынском способе засолки нет: огурцы как огурцы, небольшие, крепенькие, укроп, чеснок, соль, некоторые кладут немного жгучего перца. Но почему же они хрустят так, что на другом берегу Мсты слышно? Все дело в том, что бочки с солениями холынцы хранят на дне реки, где они многие недели проводят подо льдом. Въезжаешь в деревню и видишь - вся речушка утыкана толстыми прутами, которые не дают бочкам всплыть.
- У кого самые вкусные огурцы-то? - местная жительница удивленно приподняла брови. - Я тебе, родненькая, так скажу: у честного человека всегда засол хороший. А огурцы у нас в каждом доме солят.
Бочку в 50 килограммов мы взять не решились. А делать прорубь и вытягивать тяжелый груз ради нескольких килограммов, когда вот-вот в преддверии Нового года приедут из разных городов за огурцами поклонники хрустящего холынского деликатеса, мало кто из хозяев отважится.
- Ребятки, а у меня и в банках огурцы хрустят не хуже, чем те, что в бочках солятся! - обрадовала нас жительница Холыньи Александра Нилина.
И ничуть не обманула.
- Раньше-то у нас огурцов много покупали, - говорит Александра Андреевна. - Я даже в Петербург каждый год несколько бочек отправляла. А сейчас желающих меньше. Да и народу в деревне осталось-то... Не хочет молодежь тут жить, говорит, скучно.
Вот и задумаешься: а не случится ли так, что через пару десятков лет в местной речушке не останется ни одного воткнутого в дно прута? Чем закусывать будем, господа? Корнишонами массового производства так не похрустишь...
Знаменитые холынские огурцы - это далеко не все веками известные новгородские кулинарные шедевры. Рецепты многих блюд, которые можно попробовать лишь здесь, стары так же, как и упоминания о них в летописях. "И я там был, мед-пиво пил" - вдруг вспомнившееся окончание многих русских народных сказок заставило задуматься: а что же такое мед, который можно пить? Конечно же, знаменитая новгородская медовуха!
- Где самая лучшая? Разумеется, в "Детинце"! - навела нас на цель администратор гостиницы. - Ее там по старинным рецептам варят.
Старейший в городе ресторан, расположенный в Покровской башне Новгородского кремля, славится далеко за пределами города своей кухней. Секреты приготовления медовухи персонал хранит в строжайшей тайне.
- Основа - это мед, вода и хмель, - пояснила нам официантка Татьяна. - Настаивается напиток в деревянных бочках. Но какие специи добавляются и как медовуха варится, я вам ни за что не скажу...
Этот напиток крепостью в 8-9 градусов новгородцами особенно любим. И в дни больших праздников, сопровождаемых народными гуляньями, киоски, торгующие медовухой, по количеству не уступают палаткам берестянщиков. Но ту, что варят в "Детинце", не спутаешь ни с какой другой. Описать же словами этот особенный вкус, который хочется ощущать на языке вновь и вновь, невозможно. Главное - вовремя остановиться, а не то сползешь под стол.
- Одно из старинных блюд - зразы по-новгородски, - рассказывает Татьяна. - Делаются они из говядины, начинкой являются соленые огурцы и лук. И все это запекается со сметаной в горшочке.
Но все эти яства, от одного запаха и вида которых начинают течь слюнки даже у сытого человека, - не единственная достопримечательность "Детинца". Правда, о той, про которую нам поведал персонал ресторана, знают лишь немногие посетители.
- Да, у нас тут привидение ходит! - удивила нас гардеробщица Тамара Семеновна. - Видеть его, конечно, не видели, а вот слышали многие. Нет, оно не хулиганит. Но сторожа, мойщицы, которые здесь до ночи остаются, рассказывали про громкий стук и бухающие шаги в коридорах, где никого и быть не могло. В этой башне в старину ведь и пыточная была, и тюрьма. Священники, которые освящали помещения, говорили, что место это очень темное, а в стенах якобы люди замурованы. Так что неудивительно, что какая-то заблудшая душа и по сей день здесь мается...