ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ, ЗДЕСЬ РУСЬЮ ПАХНЕТ...

Спецкоры "НВ" продолжают рассказ о Великом Новгороде и его талантливых мастерах<br>

Великий Новгород - это не только древние храмы, знаменитая Грановитая палата, славная история и динамичная современность. Одна из главных ценностей этого края - его жители. Такое количество отзывчивых и открытых людей на квадратный метр площади редко где встретишь. И, как в старину, новгородские земли славятся своими мастерами. Нигде не найдете вы более искусно выполненных берестяных изделий, в Крестцах по-прежнему шьют белье и скатерти, украшенные знаменитой "крестецкой строчкой", которые пожелали иметь у себя даже английская королева и король Испании. Валдай же по-прежнему немыслим без звонких колоколов и колокольчиков. Если вам повезет оказаться в новгородском Центре музыкальных древностей, известном далеко за пределами России, даже одна лекция даст столько неожиданных знаний, сколько за год не получают студенты-историки. И не покинет ощущение, что ты перенесся на машине времени в древний Новгород. Такое чувство создают и окружающие гостя старинная мебель и предметы быта, лавки, крытые цветастыми половиками, загадочно для уха современного человека звучащие инструменты, названия многих из которых обывателю неизвестны. И, конечно же, внешний облик самого директора Центра музыкальных древностей Владимира Поветкина, а также его помощников и единомышленников. Владимир Иванович не согласен с теми, кто называет его центр музеем, ибо, по его словам, задача центра заключается не в хранении древних музыкальных инструментов, а в придании им активной жизни. - Главная наша задача - реконструкция древних музыкальных инструментов на основе новгородской археологии, - поясняет Поветкин. - Разумеется, все, что в этой области наработано, мы берем во внимание. И со всеми нашими открытиями спешим познакомить интересующихся, потому что это фактически национальный вопрос. Ведь культура всегда национальна. Первые поселенцы Новгорода владели такими сложными для своего времени по конструкции музыкальными инструментами, как сопели и смычковые гудки, которые в древности могли называться гуслями. Тогда этот термин применялся ко всем струнным инструментам без разделения их на щипковые и смычковые. Гусли как щипковый инструмент появляются в археологии лишь в начале XI века. Ранние же находки смычковых и свистковых обнаруживаются в культурном слое первой половины X века. Так что древние новгородцы были не дураки и знали толк в музицировании. В свое время Владимир Поветкин хотел стать художником, но в силу обстоятельств был вынужден отказаться от этой идеи. Пришлось искать выход для неуемной творческой энергии - Поветкин занялся реставрацией и реконструкцией археологических находок: деревянных предметов быта, берестяных грамот и, наконец, музыкальных инструментов. - У нас выработана методика, по которой мы сохраняли оригинал инструмента в неприкосновенности, а рядом с ним выставляли вариант реконструкции, в котором темным цветом обозначали те детали, которые найдены археологами, светлым - то, что мы дополнили. На мой взгляд, это честный подход, который признан самым передовым и в Западной Европе. Как выглядел древний инструмент в принципе, можно представить на основании найденных деталей, что-то подсмотреть в старинных изображениях. Но как же он звучал? Это кажется невозможным, но Владимир Поветкин вернул голоса древним сопелям, гудкам и гуслям. - Попытки озвучить те же гусли начались еще в 1978 году, - рассказывает Владимир Иванович. - Сегодня это все простым кажется, а в то время было множество загадок. Я начинал так: оставался один на один с инструментом и пробовал извлекать звуки, пользуясь какими-то сведениями о настройке, записанными историками XVIII-XIX веков. Первые опыты озвучивания гуслей были записаны в 1981 году по инициативе академика Дмитрия Лихачева, который прислал в Новгород специалистов из фонограмархива Пушкинского Дома. Они и сделали первые записи моего озвучивания древних инструментов. Какие-то рекомендации по тому, как могли звучать гудки, Владимиру Ивановичу дали музыканты, играющие на смычковых инструментах. Гудок - вещь поистине удивительная. Эдакий маленький по размеру далекий предок современной виолончели, который ставили одним концом на колени и водили по его струнам, как правило сделанным из бараньих кишок, смычком, по форме больше напоминающим лук с тетивой. Но это далеко не все инструменты, на которых играли древние новгородцы. В народной традиции, говорит Поветкин, было непонятно, где музыка начиналась и когда заканчивалась. Ведь вся жизнь новгородцев, весь их быт был буквально пронизан музыкальными звуками. Не случайно гусли и сопели в Центре музыкальных древностей живут бок о бок с колотушкой ночного сторожа, лопаточными трещотками, глиняными свистульками и бубенчиками с конской упряжи. Нет, не просто так окружали себя подобными вещами новгородцы! - Мы должны знать свои традиции, - заключает Владимир Поветкин, отложив в сторону гусли, от мелодичного звука которых у многих слушателей на глазах появляются слезы.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.