ТАИСИЯ КОРНИЛОВА: "РОССИЙСКОМУ ЦИРКУ НУЖНО МЕНЯТЬ СВОЮ ФОРМУ"

Артисты должны петь, танцевать и нести тематическую нагрузку<br>

Народная артистка России Таисия Корнилова - дочь известного дрессировщика слонов Анатолия Корнилова - дебютировала на манеже в шесть лет и впоследствии стала самой молодой заслуженной артисткой России. Сейчас она разъезжает по миру с постановкой про Питера Пэна "Новогоднее сказочное путешествие". Корреспондент "НВ" встретился с Таисией в Цирке на Фонтанке, где в эти дни проходят гастроли ее труппы. АЛИСЕ ПРИДЕТСЯ ПОДОЖДАТЬ - Почему для новогоднего представления вы выбрали не самую известную у нас сказку про Питера Пэна? - Я была десять лет подряд на гастролях за рубежом, и каждый Новый год мы с семьей посещали Диснейленд. Самый любимый мой аттракцион там - "Питер Пэн", когда взрослые садятся в такие облака и летят над городом. Я мечтала сделать сказку для своей дочки Насти, тем более что она очень просила. И вот в 2003 году мне предложили сделать в Цирке на Цветном бульваре представление. Естественно, я долго не раздумывала над выбором главного сюжета. В "Питере Пэне" много Рождества, домашнего тепла, приключений из детской мечты. - Ваше "Новогоднее сказочное путешествие" идет четвертый сезон, его видели московские дети, теперь - петербургские, кто еще? - Еще Екатеринбург и Рига, а один Новый год мы встречали в Токио. - Питер Пэн выйдет на манеж и на следующий Новый год? - Дочка просит другой спектакль сделать, ей очень нравится "Алиса в стране чудес", а я не могу, у меня еще на эту сказку запросы. ПРОСТО НОМЕРА - УЖЕ НЕ ИНТЕРЕСНО - Как вам кажется, цирковые представления, состоящие не из разрозненных номеров, а объединенные связующей нитью, - это тенденция? - Не тенденция, к сожалению, а очень большая редкость, и мне нравятся такие спектакли, они смотрятся на одном дыхании, это цирк будущего. Просто номера - это не интересно уже. - Вы много гастролируете и хорошо знаете зарубежный цирк, там тоже в этом же ключе работают? - Да, я могу сказать, канадский "Цирк де Солей" по принципу наших детских спектаклей работает и пользуется бешеным успехом. Даже если взять коммерческую сторону: например, в Риге билеты на 50 наших спектаклей ушли "с молотка", а потом продавали входные "стоячие" по 100 долларов - это для Латвии очень много. Просто у нас продюсеры не понимают, что довольно уже дивертисментов, надо делать спектакли, интересные и детям, и взрослым, с хорошим звуком и светом, где массовые хореографические сцены переплетаются с номерами, в которых есть образы. Это всегда привлекает больше внимания, чем когда артисты просто выходят и показывают, что они умеют делать. - А если говорить в общем, цирк не теряет свою популярность? - Смотря какой цирк. "Цирк де Солей", например, переплюнул даже кинематограф по доходам. У нас же просто форма устарела. - Почему же Цирк на Фонтанке, если не считать большого количества елок, в обычном режиме работает три дня в неделю, хотя еще совсем недавно у него был только один выходной и по три представления в субботу и воскресенье? - О чем я и говорю: изменится форма - будут те же сборы, те же аншлаги. Артисты должны и петь, и танцевать, и какую-то тематическую нагрузку нести помимо того, что они просто работают. - Это зависит от артиста? - Нет, это структура, деньги, покупательский спрос. У меня есть идея сделать спектакль, он готов в проекте, но денег нет пока что, и нужен запрос, нужен желающий видеть этот спектакль. Спектакль очень интересный, со звездами эстрады и цирка, люди отказываются даже от контрактов за рубежом, чтобы в нем поучаствовать, артисты согласны, они поддадутся любому зову. - Сейчас откуда в основном приходят артисты в цирк? - Помимо династий, которые в цирке живут из поколения в поколение, очень многие приходят из спорта, цирковые студии тоже дают свои кадры. 500 ЕВРО ЗА ВЫХОД - Последнее время представители разных цирков периодически предрекают скорую гибель его российскому собрату... - Я считаю, что это провокационные речи, не больше. - То есть российский цирк будет жить? - Конечно, и большинство артистов не успевает выпуститься, а их уже берут за рубеж на бешеный контракт - 500 евро за выход. Они получают по 10 тысяч евро в месяц, это нормальные деньги, которые у нас не заработаешь, и это наши артисты. - Получается, что они за рубежом, а не в России... - Потому что их перекупают, вот они и едут. Сейчас же нет железного занавеса, а интересные номера есть, и великие артисты есть, только они работают, например, во Фридрихштадт-паласе. В "Цирке де Солей" 90 процентов русских. - Гонорар связан с ценой на билеты, а цирк - искусство народное, то есть цены не могут быть заоблачными. Что делать? - В этом вся проблема, будет у нас немножко выше социальный уровень, я думаю, что будет и цирк классный. Все зависит от оплаты. Мы, Корниловы, тут потому, что у нас животные, мы не можем соглашаться на длительные контракты: животные могут заболеть. Я ОТКАЗЫВАЮСЬ ОТ РЕСТОРАНОВ - А какого возраста ваши слонихи? - Ну, женский возраст - это секрет, пусть останется тайной. - Как Новый год справляют артисты и их подопечные? - У нас в 19.00 начало представления, 21.30 - окончание, пока люди разгримируются, это уже 22.00, и три представления до этого... Но мне классно, когда я рядом со своими животными, потому что Новый год - это такой праздник, который можно встретить где угодно, лишь бы была своя семья, любимые люди и животные. Я отказываюсь от ресторанов, потому что у меня дома кошка и собака, если меня где-то примут с ними - я пойду. А слонов я поздравляю всегда, захожу в слоновник, если возвращаюсь откуда-то, и поздравляю их с Новым годом шампанским и конфетами или тортом нежирным. - Это правда, что слонам нужен алкоголь? - Им надо вино давать, кагор, но вот шампанское, верите, только в Новый год пьют. Меня попросило телевидение напоить перед камерой слониху шампанским - она не стала. САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОССИЙСКИЕ ЦИРКОВЫЕ ДИНАСТИИ Дуровы. Старейшая династия клоунов-дрессировщиков. Среди Дуровых была известная "кавалерист-девица" Надежда Дурова, послужившая прообразом Шурочки Азаровой из фильма "Гусарская баллада". Основателями же цирковой династии стали братья Анатолий и Владимир Дуровы. Анатолий Дуров именовался "королем шутов". В клоунских номерах и репризах Владимира доминирующее значение имела дрессировка животных. Именно он первым из цирковых артистов удостоился звания заслуженного артиста РСФСР. Сегодня самые известные представители династии: дрессировщица Тереза Дурова (первая в истории цирка женщина, начавшая работать со слонами) и ее дочь Тереза Ганнибаловна, руководитель Московского театра клоунады, а также Наталья Дурова - художественный руководитель Московского театрального комплексного центра "Страна чудес дедушки Дурова". Запашные. Династия укротителей, вольтижеров, акробатов, гимнастов. Родоначальник ее - клоун и музыкальный эксцентрик Карл Томсон, гастролировавший в России в конце XIX века под псевдонимом Мильтон. Запашный - фамилия Михаила, мужа дочери Мильтона Лидии. Цирковую группу "Братья Запашные" прославили сыновья Михаила: Вальтер, Мстислав, Игорь. В настоящее время династия продолжается сразу по двум линиям: Эдгар и Аскольд Запашные - сыновья Вальтера и Мстислав Запашный-младший - сын Мстислава Михайловича. Кио. Династия иллюзионистов. Сыновья Эмиль и Игорь (умерший в прошлом году) унаследовали не только дело отца - народного артиста РСФСР Эмиля Теодоровича Гиршфельд-Ренарда, но и его псевдоним, ставший известной всему миру фамилией. Филатовы. Более полувека назад Валентин Филатов создал всемирно известный аттракцион "Медвежий цирк", ставший визитной карточкой династии, достойными представителями которой стали его дочь Татьяна и внучка Юлия.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.