"ЗОЛОТОМУ КОКОНУ" НЕ ХВАТАЕТ УСТОЙЧИВОСТИ
Почему Главгосэкспертиза тормозит строительство второй сцены Мариинского театра<br>
Проект второй сцены Мариинского театра Главгосэкспертиза в третий раз вернула на доработку. Тем не менее у руководства "Архитектурного бюро Доминика Перро" оптимистичные прогнозы по поводу будущего строительства. Подробнее об этом - в нашей беседе с административным директором бюро Алексеем ШАШКИНЫМ.
- Будут ли перенесены сроки начала строительства 2-й сцены Мариинского театра, намеченные на март 2007 г., ведь Главгосэкспертиза в очередной раз "задробила" проект Доминика Перро?
- Пока никто поставленных сроков не отменял, устранить отмеченные экспертизой недостатки можно в достаточно короткий промежуток времени - в течение пары месяцев, с тем чтобы уложиться в заявленные временные рамки.
- Каков был характер новых замечаний Главгосэкспертизы?
- Они касались сметы проекта, пожарной безопасности и отсутствия координации между разработчиками частей проекта по куполу - так называемому "золотому кокону" - и лежащими ниже железобетонными конструкциями.
- А что смутило государственных инспекторов в финансовых расчетах? Есть подозрения, что смета завышена?
- Было указано, что смета составлена недостоверно.
- То есть затраты не были обоснованы?
- Это довольно трудно комментировать. Господин Перро специально провел самостоятельную экспертизу "цены вопроса". Он заказал эту работу французским оценщикам и получил от них заключение, что стоимость строительства подобного здания театра (за исключением специальных технологий внутренних театральных интерьеров), если бы он строился в Париже, составила бы примерно 185 миллионов евро. Что вполне соответствует фигурировавшей ранее цене возведения 2-й сцены - 240 миллионов евро. Но не берусь утверждать, насколько французские оценщики могут быть осведомлены в специфике нашего строительства. Здание будет иметь большую подземную часть, строить которую гораздо сложнее и дороже, чем в Париже.
- В чем же смысл этой экспертной проверки, предпринятой Перро?
- Дело в том, что в России расчет сметы ведется, исходя из определенных аналогов. Допустим, количество кубометров бетона, необходимого для строительства, умножается на имеющиеся расценки. Так же и с другими стройматериалами, технологиями, зарплатой рабочих и т. д. А на Западе принята рыночная оценка - во сколько примерно обойдется строительство подобного театра? Для этого опрашивается несколько экспертных и строительных фирм и определяется средняя стоимость. К сожалению, у нас другой принцип сметного ценообразования, сохранившийся с социалистических времен, когда хозяйство было плановым. Но такой принцип может не отвечать всем особенностям мирового рынка. Поэтому господин Перро решил оценить проект именно с этой точки зрения.
- Вернемся к другим вопросам, поставленным Госэкспертизой. Помнится, претензии по поводу вентиляции подкупольного пространства и организации системы противопожарной безопасности предъявлялись еще при первом рассмотрении проекта. От вас потребовали составления специальных технических условий по пожарной безопасности.
- Они были составлены, но Госэкспертиза посчитала, что в проекте раздел по пожарной безопасности разработан не в полном объеме.
- Надежность и безопасность купола здания тоже вызвала сомнения у государственных экспертов?
- Согласно заключению экспертизы в недостаточной степени проработана концепция опоры "золотого кокона" на находящиеся под ним конструкции, здесь должна быть обеспечена большая прочность и устойчивость.
- На повестку дня был вынесен и еще один вопрос, связанный с нестандартным оформлением купола, - проблема его эксплуатации...
- Эта проблема весьма спорная. Перро предложил свои решения, которые могут быть признаны не очень удобными или дорогостоящими, но нет сомнений, что они выполнимы. Например, решен технический вопрос с обеспечением необходимого температурного режима под оболочкой. Второй вопрос - очистка купола от грязи. Есть опыт очистки стеклянных поверхностей зданий, который применяется не только во всем мире, но и уже у нас, в Петербурге, - при помощи промышленного альпинизма. В городе существуют специальные фирмы по производству таких работ, и их расценки вполне приемлемы. Еще одной проблемой было - как удержать от падения снежный покров, который будет на крыше, имеющей форму смятой фольги, то есть поверхности кровли, расположенные друг к другу под разными углами. Эта проблема также решена при помощи применения специальной системы снегоудержания. Конечно, такой купол, как нечто необычное, неординарное в архитектурной практике, требует при его обслуживании избыточных расходов. Но речь идет о целесообразности в сочетании с красотой, а за красоту надо платить.
- Как видно, Госэкспертиза, как и "Архитектурное бюро Доминика Перро", надеется на скорое решение поставленных задач, поскольку расчистка стройплощадки под строительство 2-й сцены, в чем было отказано в мае 2006 года, все же недавно была разрешена...
- Сейчас там ведутся работы, которые можно делать вне зависимости от степени зрелости проекта. Многие из них связаны не только с освобождением территории, но и с опытными изысканиями. Изготавливаются опытные сваи для испытательных работ, для чего в грунте делаются скважины, в которые вставляется арматурный каркас. Оформляется опытная площадка для отработки геотехнологий, которые будут применяться в строительстве. Кроме того, обустраивается "пионерный" котлован для удаления фундаментов снесенных зданий, чтобы они не мешали дальнейшему производству работ. Все это предстоит сделать за два месяца до начала предполагаемого старта строительства.
- С чего начнется нулевой цикл?
- С создания свайного поля. Сваи будут ставиться не набивным, а буровым способом. Работы не простые, поскольку на эту основу будет опираться вся сложная конструкция здания, в том числе и его обширная подземная часть.
- В связи с доработками проекта дата окончания строительства 2-й сцены была перенесена с конца 2008 года на конец 2009 года. По вашему мнению, это реально?
- На сегодня есть все основания полагать, что к этому времени 2-я сцена Мариинского театра будет открыта.