ШТРАФЫ НЕ ПОМОГУТ
Что будет со стройками, если с площадок исчезнут гастарбайтеры?<br>
По самым скромным подсчетам, строительные компании Петербурга используют не менее 70 тысяч гастарбайтеров. Дело не только в применении дешевой рабочей силы. Главное в другом - без притока рабочих из-за границы строительство в Петербурге просто не сможет существовать. Нелегалы-гастарбайтеры работают повсюду - как в круп- ных, так и в средних и мелких строительных компаниях. Достаточно посмотреть на ремонтируемые в центре Петербурга фасады. В люльках, висящих на них, - одни гастарбайтеры. При существующих объемах на стройках необходимо иметь порядка 200 тысяч рабочих. У нас отечественных строителей рабочих специальностей - менее 100 тысяч. Средний возраст российских строительных рабочих - 50-55 лет, их переманивают из глубинки, платят зарплату по 30-40 тысяч рублей и ставят бригадирами над гастарбайтерами. Из мигрантов очень немногие - всего лишь около 10 процентов - владеют строительными специальностями. Но не потому, что они - люди второго сорта. В строители из иностранных граждан, приехавших к нам, идут не только "от сохи", но и специалисты с высшим образованием - врачи, учителя. Профессиям каменщика, плотника или бетонщика их никто не обучает, ведь траты на обучение - это инвестиции, а кто знает, удастся ли этому человеку здесь закрепиться. Поэтому, кстати, бракованное жилье стало приметой времени, а на стройках возросло число смертельных случаев.
Нужно не выселять эмигрантов, с тем чтобы потом возвращать их обратно по новой процедуре, а следует легализовать и организовать их обучение строительным специальностям. Мы готовы в этом помочь. В "Союзпетрострое" создан кадровый центр.
Если же миграционная служба пойдет на силовые меры по выселению строителей... Даже технически это будет сделать сложно. Сам видел, как по приезде на одну из крупных строек какой-то комиссии нелегалы повыскакивали из траншей, которые копали, из окон здания и врассыпную кинулись по окрестным дворам, закоулкам. Нам что, нужно сейчас в городе несколько десятков тысяч бомжей?
Ну а вторым следствием будет то, что стройки Петербурга придется заморозить, так как гастарбайтеры заполняют кадровую нишу в 40 процентов.
Если миграционная служба будет не помогать строительным компаниям оформлять работающих у них таджиков, узбеков и молдаван (представителей именно этих стран больше всего на стройках Петербурга), а только контролировать и наказывать, строители будут вынуждены потворствовать нелегальщине. Боязнь штрафов и других финансовых санкций за укрывание нелегально работающих гастарбайтеров не перевесит таких глобальных для руководства строительных компаний опасностей, как остановка строительства, нарушение ответственности перед дольщиками и в конечном итоге - разорения. Чтобы спасти свой бизнес, строительные фирмы пойдут и на уплату штрафов, и на то, чтобы платить подати коррумпированным чиновникам.
Только что принято постановление о создании при городской администрации нового комитета по занятости - вот ему и решать эти задачи.
Лев КАПЛАН, директор союза строительных организаций "Союзпетрострой"
РЕПОРТАЖ
"НАС УЖЕ ЗА ЛЮДЕЙ НЕ СЧИТАЮТ"
Корреспондент "НВ" в беседе с покупателями и сотрудниками Сенного рынка поинтересовался, что, по их мнению, изменится с момента вступления в силу нового закона.
Продавщица меда (представиться отказалась):
- Правильно власти делают, все правильно, на русских рынках должны торговать русские люди. Иначе мы все на улице окажемся. Видели, около Сенной бабушки стоят? Вот туда бы нас всех и вытеснили с наших рынков. А здесь да на Кузнечном одни (употреблено непечатное грубое слово. - Прим. авт.) торговали. Я сама приезжая, со Ставрополя! Но я же русская, в России родилась! А эти пусть к себе на родину едут и там торгуют!
Ислам, продавец фруктов:
- Ну вот, нас уже за людей не считают! Граждане России, значит, люди, мы не люди! Ничего, нужно гражданство - будет гражданство. Вон видишь? (Показывает в сторону светловолосой девушки, перебирающей фрукты. - Прим. авт.) Женюсь - будет гражданство! А люблю - не люблю... Конечно, люблю! Зачем спрашиваешь?!
Елена, постоянный покупатель:
- К торговцам с юга отношусь нормально, даже хорошо. Есть и знакомые продавцы. На обвесе я их никогда не ловила. В отличие от иных соотечественников. А перед закрытием рынка у них можно приобрести товар на 15-20 процентов дешевле. Летом минувшего года не раз сама видела, как товар, который не был продан, а на следующий день мог испортиться, попросту отдавался пожилым и бедным людям.
Антонина Петровна, покупатель, работник аптеки:
- Мне все равно, у кого покупать. Главное, чтоб товар был чистый! В смысле чтобы на прилавке и вообще на рынке было чисто. Хотя, если уж выбирать, я предпочла бы поддержать рублем отечественного производителя.