СОБОР СНОВА НЕСЕТ СВОЙ КРЕСТ
Главный новгородский собор - знаменитая София - наконец обрел отреставрированные символы христианства<br>
Пусть и с задержкой, но над Софийским собором в Великом Новгороде снова вознеслись кресты. Ведь они должны были засверкать на куполах еще в прошлом году, но возникли непредвиденные сложности. У фирмы, начинавшей реставрацию, появились финансовые проблемы.
ПРОДЕЛКИ "ГОЛУБОЙ ДИВИЗИИ"
Всего на соборе пять крестов. Но главный из них - неродной. Во время Второй мировой войны испанская "Голубая дивизия", стоявшая в Великом Новгороде, позарилась на красивую вещь и увезла ее с собой в Испанию. Там через какое-то время крест был помещен в один из местных музеев. Лишь после долгих поисков новгородцы отыскали свой крест и стали просить его назад, но далеко не сразу преуспели в богоугодных хлопотах. Многие испанцы воспринимали крест как военный трофей и будоражили общественность требованием оставить его на месте. К счастью, возобладало другое мнение, и спустя десятилетия - только в ноябре 2004 года - крест наконец вернулся в Новгородский кремль.
Но после реставрации было принято решение не ставить крест обратно на купол, а заменить его точной копией - старый крест мог не выдержать новых нагрузок. Новгородские кузнецы изготовили эту копию, а заслуженный крест теперь хранится в соборе как реликвия, вернувшаяся из плена.
КРЕСТОВЫЙ АВРАЛ
Новый крест нужно было золотить: делается это вовсе не для того, чтобы он блестел, а чтобы предохранить металл от зловредного воздействия северо-западной погоды. Но ведь нельзя один крест позолотить, поэтому четыре малых креста тоже отправились на реставрацию.
Питерская фирма "Арт-Эксперт", которая заслуженно славилась своими работами по реставрации самых разных объектов в городе, взялась было и за Софийский собор. Мастера этой фирмы, работая на куполах, демонтировали кресты и собирались ими заняться. Но время шло, а дело не двигалось из-за возникших финансовых неурядиц. Надо было работы заканчивать, а они еще и не начинались.
Поскольку "Арт-Эксперт" физически не могла выполнить реставрацию, СЕЗАРу (Северо-Западной ассоциации реставраторов) судорожно пришлось искать другую фирму, которой можно было доверить эту сложную работу.
Выбор пал на реставрационную фирму "Каст", хорошо известную в Петербурге, например, восстановлением медной скульптуры на Елисеевском магазине, реставрацией Спаса на Крови и храма Петра и Павла в Петергофе. Но Виктор Живан, глава "Каста", поначалу не был в восторге:
- Доделывать за кем-то всегда тяжело. Тут и психологическая тяжесть: мол, товарищи выбыли из строя, а мы как будто у них кусок вырываем. И физически тяжело в сжатые сроки сделать то, к чему ты не готов. Я всегда перед реставрацией тщательно изучаю историю объекта: кто и когда делал, была ли реставрация, что где как крепится, были ли повреждения и так далее. Здесь на это времени не было. Пришлось еще и кое-что доделать в большом кресте, например, пропаять полости, которые почему-то оставили кузнецы. Если не пропаять, будет затекать вода, пойдет коррозия, зимой лед будет образовываться.
ЗОЛОТО НЕЛЬЗЯ ПОДГОНЯТЬ
Большой крест, как ни странно, довольно легкий - не более 150 килограммов. Малые, соответственно, еще легче. Все пять утыканы вертикальными штырями, чтобы птицы не садились. Именно птички божии наносят колоссальный вред металлическим частям декора и кровли, причем не только своим едким пометом. Рассказывают, что вороны повадились кататься с куполов, как с горки, оставляя за собой дорожки когтей. Два малых креста пришлось еще дополнительно реставрировать, потому что они были в плохом состоянии. Оба сделаны еще до революции, на что указывают следы ртутного золочения, которое в советское время не применялось. А создание нового покрытия - процесс кропотливый, его нельзя подгонять. Работали даже в новогодние праздники.
- Вот у меня позолотчицы сделают одну операцию - сидим, ждем, - рассказывает глава "Каста". - Ну, не сидим, конечно, работа всегда есть, но не с этими крестами. Поэтому когда ко мне из Новгорода приехал глава местных реставрационных мастерских, который курировал весь процесс работ на соборе, он сначала не мог понять, что мы тянем. А потом как увидел нашу работу - все понял. Объяснил в музее-заповеднике, который торопил со сроками, что здесь форсировать события нельзя, можно испортить уже то, что сделано. Ведь позолота не меньше 40 суток встает! А если она не встала, транспортировать такой крест нельзя, мы же на грузовике возим. Мы и так их доставляем очень бережно: делаем специальные футляры из досок, чтобы ни малейшего люфта не было, ведь дороги у нас сами знаете какие.
Реставраторы "Каста" даже не знали, как крепились кресты: это известно только тому, кто их демонтировал. И хотя в монтаже согласился принять участие бригадир, который демонтировал кресты, все равно сложностей было хоть отбавляй.
НЕ ПОДСМАТРИВАЙТЕ ЗА РЕСТАВРАТОРАМИ
- Пришлось ехать в Новгород, смотреть, как было устроено крепление крестов, делать примерки, ведь если крест не подойдет на свое посадочное место, это же провал. Сложность еще и в том, что в Новгородском кремле нельзя воспользоваться краном - он не проходит в ворота кремля. Поэтому возможен только ручной монтаж: на лебедках поднять вверх, там их распаковать и потом монтировать. На такой монтаж уходит целый световой день, который сейчас так короток, да и ветер там, наверху, ужасный, - рассказывает Виктор Живан.
У реставраторов есть примета: если до окончательного завершения работ будет что-то сказано, может случиться непредвиденное. Такие они суеверные.
- Помните, как крест с Морского собора в Кронштадте оборвался, когда некоторые уже поспешили сообщить о его благополучном водружении? И еще я не люблю, когда лишние люди на монтаж смотрят. У нас это не первые кресты, знаем, как это обычно бывает. Освятят крест, соберется толпа немалая - и потом все стоят, задрав головы. Людям, конечно, любопытно, но мы ведь не представители публичной профессии, чтобы на глазах у всех своим делом заниматься. Ладно бы только смотрели, некоторые еще и комментируют, - подчеркивает глава "Каста".
Вот поэтому, когда реставраторы занимались скульптурой на Елисеевском, старались возиться с шести утра, когда на Невском еще нет зевак. Ведь если работать позже, то троллейбусы встанут - вот как всем будет интересно.
СООТНОШЕНИЕ ЧИСЛА ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ
128 - сейчас
954 - до революции
По данным Новгородской епархии
В начале ХХ века в Новгородской епархии был 41 монастырь (24 мужских и 17 женских).
В начале XXI века - 5 монастырей.
До революции в Новгородской епархии насчитывалось 954 церкви, в том числе 742 приходских. Сейчас действующих храмов в епархии 128, из них в черте Великого Новгорода - 9 (при сохранившихся 56 церковных зданиях).
В предвоенное, военное и послевоенное время в городе работал один храм (разные, по очереди). С 1991 год церкви передан Софийский собор.
За время расцвета Новгородской республики в крупных пожарах погибло: в 1297 году - 24 церкви, 1340-м - 50, 1379-м - 12, 1385-м - 32, 1399-м - 28, 1405-м - 17, 1407-м - 18, 1419-м - 24 (Митрополит Макарий. История Русской церкви).