"ОЩУЩЕНИЕ - БУДТО СПАС ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА"
Благодаря реставраторам спустя пять столетий псковские иконы вновь увидели свет<br>
Мастера Российской академии художеств завершают реставрацию уникальных икон из псковской церкви Успения Божией Матери с Пароменья. Удалив пять более поздних слоев, художники обнаружили образы апостолов Андрея и Луки, написанные в XV веке. Корреспонденты "НВ" увидели их первыми...
Эти иконы не убило даже время. Написанные пятьсот лет назад, сегодня лики апостолов выглядят так, будто их создали только вчера. Краски ничуть не потускнели, образы святых и по сей день светлые и яркие. По словам руководителя мастерской и проректора по научной работе Российской академии художеств Юрия Боброва, это вовсе не чудо, а всего лишь опыт старинных мастеров и уникальная техника живописи, которая дожила до наших дней.
- В старину в краски добавляли сырые яйца, - помог раскрыть загадку Юрий Бобров. - Именно поэтому иконы никогда не тускнели. Только со временем этот секрет был утерян. Ему на смену пришли новые технологии, которые, как показало время, не сумели заменить испытанный метод. Реставрируя икону, мы сняли пять слоев, которые со временем полностью утратили свою историческую ценность. И обнаружили образы, написанные более пяти столетий назад. Для нас это настоящее сокровище.
Это богатство реставраторы прячут от лишнего света, влаги и не допускают никаких лишних прикосновений. Возможно, поэтому и корреспондентов "НВ" к своим трудам близко не подпустили. Старинная икона - вещь хрупкая и очень часто поступает в мастерскую на грани гибели. Так произошло еще с "Чудотворной троицей" из Пскова.
- Четыре года назад полотно было в жутком состоянии, - рассказал Юрий Григорьевич. - Мы даже не смогли поставить икону в вертикальное положение. Изображение могло рассыпаться по крошкам. И это бы значило его смерть без шанса на восстановление. Нам пришлось "законсервировать" полотно, то есть укрепить его с помощью лососевого клея. Оно до сих пор не готово к реставрации. А из Никольской церкви, где хранилась икона, уже звонят, волнуются и даже предполагают, что мы ее давно продали...
Для реставраторов эти произведения - любимые пациенты. На их "лечение" не жалко ни времени, ни, особенно, денег. Мастера рассказали, если бы в академии брали бы плату за каждое отреставрированное полотно, школа бы давно "озолотилась".
- Восстановление одной старинной иконы обычно стоит около 30 тысяч евро, - поясняет руководитель мастерской. - Но мы все делаем бесплатно. Большую часть работ выполняют студенты, разумеется, под руководством мастера, который несет полную ответственность. Академия сознательно идет на такой риск. Ребята должны с первых дней обучения осознавать, что прикасаются к настоящим шедеврам.
Процесс реставрации - долгий, но очень интересный. После предварительной консервации икона проходит рентген. Это нужно для того, чтобы найти более древние слои живописи.
- Не так давно с его помощью под ничем не примечательным полотном мы нашли очень яркое изображение "Приветствия к Гробу Господнему", - Юрий Бобров показывает это полотно. - Его привезли из деревни под названием Барута. Как выяснилось позже, там есть целая серия подобных произведений. Над их восстановлением уже работают наши реставраторы.
Из мастерской каждое восстановленное полотно возвращается домой спустя несколько лет, как только процесс реставрации можно считать окончательно завершенным.
- Жалко, конечно, расставаться, - говорят мастера. - Но как приятно потом приезжать в церковь или музеи и смотреть на дело рук своих. Знаете, ощущение такое, как будто спас живого человека...