МАГАЗИН "РАЗВОДОК"
Как не потерять деньги, покупая товары в интернете<br>
Отечественный потребитель все чаще отправляется за покупками... в интернет-магазин. Существует несколько простых правил, как при этом не потерять деньги и не стать обладателем кота в мешке..
Среди россиян модно покупать в Сети еду, книги, бытовую технику, компьютеры и сопутствующие товары, диски, линзы, одежду, телефонные карты. При этом из уст покупателей чаще всего слышны жалобы на медлительность администраторов сайта при заказе товара, задержку доставки, получение не того товара, курьерскую наценку и другие проволочки. Многие относятся к этому с пониманием, но часто это раздражает. Впрочем, могут случиться и более серьезные неприятности.
Сегодня в интернете зарегистрировано более 250 тысяч магазинов. Конечно, в России и непосредственно Петербурге эта цифра намного меньше. Но помимо раскрученных сетей можно наткнуться и на магазин-однодневку.
Особенность виртуального магазина в том, что владеть им могут один-два человека, "на досуге" собирающих деньги с доверчивых граждан. Такие фирмы чаще всего не зарегистрированы, товаров немного, и в любой момент они могут просто бесследно исчезнуть. Цены в них неприлично низкие, что и привлекает любителей халявы. Обычно "разводка" происходит по безналичному расчету, если покупатель предоставляет магазину информацию о своей кредитке или переводит деньги на чужой электронный кошелек. Впрочем, бояться безналичного расчета не стоит. Наличие банковского счета говорит о юридической регистрации магазина.
Существует тип магазинов, которые продают конфискат, порой даже не скрывая, что товар краденый. Цены ниже рыночных в 1,5-2 раза, а оплатить такой товар можно опять-таки только через интернет-кошелек.
Наименее опасны для покупателя магазины, которые обманывают государство. Отличительные особенности уклонистов от налогов - наценка в 1-3 процента, прямой московский мобильный номер в качестве контактов. Как грибы подобные конторы вырастают в канун больших праздников.
Если вам все же удалось получить товар в магазине-однодневке, то в случае его брака или несоответствия помочь сможет только Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Или магазин сам пойдет на контакт, или просто закроется после серии проверок.
На сайтах многих магазинов вы можете прочитать: "Наш интернет-магазин действует в полном соответствии с законом о "Защите прав потребителя" и другими законодательными актами РФ". Однако законы не поспевают за бурным развитием виртуальной торговли, и не стоит успокаивать себя подобными заявлениями. Поэтому все проблемы нужно решать еще на стадии выбора магазина. Всегда помните, что отказаться от заказа можно даже тогда, когда курьер стоит на пороге.
Российский покупатель тоже не лыком шит. Многие выработали собственные схемы для общения с интернет-магазинами. Сначала люди выбирают нужный товар в Сети, сравнивают цены и характеристики, а затем покупают в обычном магазине. Другие делают еще сложнее: проверив наличие товара в магазине, осматривают его на месте в "обычном" супермаркете, а затем заказывают в интернете по минимальной цене.
Наконец, внимательно читайте форумы, которые обязательно должны быть у приличных магазинов. В них можно проследить историю покупок и критические замечания. Стоит насторожиться, если присутствуют только хвалебные отзывы, а критика подвергается цензуре. И помните, безопаснее пользоваться услугами хорошо известных интернет-магазинов, которые давно на рынке.
"Возраст" магазина можно проверить на http://www.nic.ru/whois.
Статистика
75 процентов жителей Западной Европы испытывают недоверие к интернет-магазинам.
3 процента зарубежных пользователей стали жертвами мошенничества. Против виртуальных воров бессильны даже специальные методы защиты интернет-покупателей.
29 процентов опрошенных клиентов интернет-магазинов стали реже приобретать товары из-за боязни потерять свои средства, чего не было ранее.
Интернет-магазин должен быть обязательно зарегистрирован как юридическое лицо, иметь ИНН, банковские реквизиты. Кроме того, на странице "контактная информация" должен быть указан номер телефона, причем городской, а не мобильный.
Комментарии:
Андрей Рябых, генеральный директор WebMaster.Spb:
- На самом деле не так страшен интернет-магазин, как его малюют. Бывают и курьезные случаи покупок в онлайн-магазинах со знаком "плюс". Так, например, однажды молодому человеку, заказавшему через интернет DVD-проигрыватель, вместо него выслали DVD-рекордер, который стоит дороже долларов на 200.
Иван Плаксин, частный разработчик интернет-магазинов:
- Сейчас предприниматели пытаются продать все, что можно, через интернет, даже если это необоснованно. Соответственно, спрос на разработку интернет-магазинов велик, а качественных производителей не много. Магазин в среднем стоит около 3000 долларов плюс на его раскрутку необходимо тратить еще 1000-1500 долларов ежемесячно. Я сам покупаю товары онлайн, но с обманом не сталкивался. Главное - оплачивать курьеру наличными при доставке.