"ДОМ, КОТОРЫЙ РАЗРУШИЛ ЖЭК?"
Пострадавшие в выборгской трагедии до сих пор ютятся на казенных метрах<br>
Спустя четыре месяца после выборгской трагедии о ней напоминает лишь зияющая пустота на месте злополучного дома № 11 по Железнодорожной улице. Место трагедии до сих пор огораживает металлический забор, на котором висит предупреждающая надпись "Охраняется собаками". В это же время уцелевшие жильцы, оставшиеся без крова, пытаются начать новую жизнь во временных каморках. В собственные квартиры они смогут въехать не раньше чем через год.
Напомним, ночью 9 октября центральный подъезд дома № 11 по Железнодорожной улице обрушился. Причины до сих пор не установлены. Под обломками были заживо похоронены семь человек. Было возбуждено уголовное дело, но о виновных пока говорить рано. Поначалу ответственным за трагедию пытались сделать обитателя одной из квартир в верхних этажах (он занимался перепланировкой стен), однако, как писала наша газета, по некоторым свидетельствам, рушиться здание начало не сверху, а с подвальных этажей - возможно, неисправная годами канализация просто размыла фундамент.
Сегодня дом снесен, а его обломки вывезены. Уцелевших обитателей сначала поселили в гостинице "Выборг", а когда местные власти отошли от шока и принялись искать "туристам поневоле" более постоянные места обитания, в ход пошли практически все городские общежития и даже подвалы.
Двум десяткам семей пришлось перебраться в общежитие поселка Советский. Другим повезло несколько больше - им досталось общежитие Выборгского педагогического колледжа. Еще четыре семьи сегодня квартируют в полуподвальном помещении одного из домов в старой части Выборга. Раньше здесь располагалась муниципальная ночлежка для бомжей, но пару лет назад ее закрыли. "Здесь только косметический ремонт был небольшой, а так хлам и кровати старые, - делится впечатлениями с корреспондентом "НВ" одна из "обрушенцев" Галина Ищенко. - Впрочем, надо отдать должное властям: они довольно быстро организовали нам новую мебель".
Квартира Галины была смежной с рухнувшим подъездом. Когда операция по поиску людей была окончена, спасатели под своим контролем запускали в уцелевшие квартиры перепуганных жильцов: вынести удалось лишь самое необходимое плюс не очень тяжелые предметы обихода, такие как микроволновка или телевизор. Из двухкомнатной квартиры с четырехметровыми потолками Галина с семьей переехала в крохотную каморку, где до потолка рукой достать можно. "Год перетерпеть вполне можно, а вот больше - трудновато. Надеюсь, и не придется, - перебивает Галину ее новая соседка по несчастью Наталья Авдащенко. - У нас еще условия приемлемые, ведь остальные семьи не всем довольны".
Надежда Натальи Алексеевны, что выехать из подвала удастся не позднее наступления новой зимы, основана на обещании властей Ленинградской области. Буквально через день после обрушения было заявлено, что новый дом для них будет возведен на Большой Каменной улице (совсем рядом с въездом), а застройщиком выступит компания ООО "Взлет-Строй". Согласно условиям заказа, в новом 100-квартирном доме "обрушенцам" достанется 53 квартиры. Казне они обойдутся в половину рыночной стоимости, а расчеты между фирмой и пострадавшими жильцами будут вестись посредством специальных сертификатов. По некоторым данным, из городского, регионального и федерального бюджета на эти цели будет выделено порядка 33 миллионов рублей.
Впрочем, до сих пор никаких бумаг, подтверждающих будущее право на квадратные метры, у этих людей нет. И несмотря на то что пострадавшие не считают себя брошенными властями на произвол судьбы, они, что и говорить, побаиваются, что слова чиновников разойдутся с делом. Так, в первые дни после трагедии губернатор области Валерий Сердюков пообещал компенсацию за потерю имущества в размере 100 тысяч рублей. В итоге, как признаются жильцы, сумма оказалась "намного скромнее".
Кроме того, около половины квартир в обрушившемся доме были приватизированы и юридически город за них ответственности не несет. Впрочем, о том, как муниципальные власти допустили приватизацию в доме, который был признан непригодным для проживания еще в 2002 году, чиновники умалчивают.
Светлана Воробьева
Результаты инспекции жилых зданий Выборга, предпринятой сразу после аварии на Железнодорожной улице:
Требуют немедленного ремонта - 41 дом.
Присвоен статус "неблагополучный" - 90 домам.
Еще 520 домов получили статус "ветхий".
КОММЕНТАРИЙ
По словам замглавы выборгской районной администрации по социальным вопросам Анатолия Щура, вопрос о том, все ли бывшие собственники квартир в рухнувшем доме получат сертификаты на жилье в новом доме, в ближайшее же время должно решить российское правительство.
- C учетом чрезвычайной ситуации правительство вполне может предоставить всем 53 семьям новое жилье, - подтвердил чиновник.
Впрочем, даже если Москва откажет в помощи, эту задачу региональные власти будут решать самостоятельно. Но, как утверждает господин Щур, "думать об этом пока рано".
"ВЕРСИЙ НЕ ТАК МНОГО"
Вечерами бывшие жильцы дома на Железнодорожной собираются за общим столом в кухне и вспоминают трагический октябрь. Причем так, как будто говорят об этом впервые.
- Для нас не было неожиданностью, что дом обрушился, - говорят бывшие жильцы дома № 11. - Подвалы заливало так, что канализация поднималась до второго этажа, а стены, что называется, "гуляли". Поэтому у прокуратуры не должно быть особо много версий, почему это произошло именно с нами...
В первоначальное же предположение о том, что причиной обрушения дома стала несанкционированная перепланировка на четвертом этаже, бывшие жильцы дома № 11 не особо верят. Расследование, которое проводит областная прокуратура по уголовной статье "причинение смерти по неосторожности", пока продолжается. Впрочем, скорее всего тяжесть обвинения ляжет на Октябрьскую железную дорогу, которая, напомним, в свое время не выполнила условий по передаче бывшего ведомственного дома на баланс городской администрации.