ОН ЖЕ ПАМЯТНИК!
Как появляются и куда исчезают монументы в Петербурге<br>
Многих петербуржцев смутило недавнее исчезновение памятника Ленину у Варшавского вокзала. Пошли слухи, что двухтонный бронзовый монумент работы скульптора Томского (создавался как пара памятнику Сталину, стоявшему в сквере у Балтийского вокзала до середины 1950-х годов) пошел в переплавку.
Оказалось, что монумент демонтирован и перевезен на хранение в одну из мастерских Музея городской скульптуры Петербурга, где нам и предъявили сам памятник и уверили, что в ближайшее время он будет установлен вновь - на прежнем месте или на новом, пока не решено. Директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев говорит, что в Петербурге нет практики сносить тот или иной памятник по идеологическим причинам.
- Владимир Николаевич, кто и как в Петербурге может принять решение о демонтаже памятника? Есть ли у властей намерение сократить число памятников Ленину в городе?
- Я с такими решениями не сталкивался. Памятники - это наша история, в которую невозможно внести исправления. После революции 1917 года в переплавку отправились выдающиеся произведения монументальной скульптуры. Не нужно повторять их ошибки. На территории Восточной Германии, например, до сих пор не демонтирован ни один памятник советским воинам-освободителям.
- История с памятником советским солдатам в Таллине выглядит на этом фоне еще более неприятной...
- Конечно, это печальное событие. В постсоветской России снос изваяния Дзержинскому на Лубянке остался едва ли не единственным случаем борьбы с произведениями монументальной скульптуры по идеологическим причинам. В Петербурге памятники вождям революции охраняются и реставрируются наравне с другими.
- Тем не менее их число сокращается?
- В советские годы в Ленинграде было порядка 90 памятников Ленину, представляющих художественную ценность. Любое крупное предприятие считало своим долгом установить на своей территории изваяние основателя советского государства. Даже в 1990-х годах большинство директоров заводов отказались их демонтировать. Правда, большинство памятников Ильичу создавались как временные, из гипса или бетона, и постепенно разрушались. Хотя, например, скульптуры Ленина у Невского машиностроительного завода и "Красного выборжца" всегда находились под особым покровительством руководства предприятий, и даже дни их установки отмечались как праздник. На сегодняшний день в городе осталось 18 памятников Ленину, имеющих художественную ценность. Больше в городе только изваяний Петра Великого, а на третье место для многих неожиданно вышел изобретатель радио Александр Попов.
- Памятники Ленину в Петербурге, вероятно, чаще других подвергаются осквернению?
- Практика показывает, что Ленина могут облить краской с той же вероятностью, что и бюсты итальянских скульпторов на Манежной площади. У таких вандалов нет идеологии, они просто демонстрируют свой низкий человеческий уровень. Звание "культурной столицы", заочно присвоенное Петербургу, - это аванс. До культурной столицы нам еще расти и расти. Краской обливали монументы Ильича у Финляндского вокзала и в Таврическом саду. Отломали бронзовую ветку в руках памятника Ленину в Зеленогорске. На Каменноостровском проспекте неизвестные стесали часть лица бетонного изваяния Дзержинского. В 2004 году сбросили с постамента памятник Ленину работы Азгура в Красном Селе. В двух последних случаях власти пришли к выводу, что восстановление объекта невозможно, но красносельский памятник был отлит заново, в точности повторяя прообраз.
- Какая процедура предусмотрена на случай установки нового памятника на улицах Петербурга?
- Для этого необходимо постановление правительства Петербурга, а рассматривает вопрос градостроительный комитет. Критериев очень много, они прописаны в нормативных документах. Например, в городе действует "Положение об установке мемориальных досок". В Петербурге установлено около 300 памятников и почти 1700 мемориальных досок, поэтому постоянно что-то меняется.
- Согласование проекта памятника - длительная процедура?
- В советские времена она была намного жестче. Любой памятник утверждал Совет Министров, конкурсные работы проходили три тура отбора. Например, конкурс на памятник Пушкину, который в итоге создал Михаил Анникушин, был объявлен в 1937 году, а сам шедевр был установлен на площади Искусств лишь в 1956 году. За этот проект соперничали около 100 авторов. А в императорской России к установке памятников относились очень деликатно, как к части городской среды. Вместо памятника Лермонтову на Лермонтовском проспекте три года стоял макет, чтобы горожане успели к нему привыкнуть.
- На чьи средства сейчас устанавливают памятники в Петербурге?
- В последнее время много подарков: например, памятники Низами и Тукая подарены, соответственно, Ташкентом и Казанью. Бывают смешанные варианты: Зураб Церетели свой памятник Петру I подарил, а постамент у гостиницы "Прибалтийская" сооружен на средства частных спонсоров. Сегодня город чаще участвует в реставрации памятников, чем в их установке. Хотя роль внебюджетных средств чувствуется и здесь: на них реставрировали памятник Пушкину на площади Искусств, Ростральные колонны, коней Клодта на Аничковом мосту, сфинксов на Университетской набережной и многие другие.
- Появляются ли желающие реставрировать памятники Ленину?
- Нет, хотя многие памятники Ильичу нуждаются в реставрации. Но это не значит, что памятники Ленину будут умирать долгой и мучительной смертью. Например, памятник в Зеленогорске, обезображенный вандалами, в 2007 году планируется отреставрировать за счет городского бюджета.
- По количеству установленных на улицах скульптур Петербург занимает первое место среди всех российских городов. Как защитить их от времени?
- Памятники, как и люди, болеют: через 25-30 лет любому из них нужна помощь. В нашем музее на каждый памятник заведено дело, проводится регулярный мониторинг его состояния. В Петербурге очень высокая влажность, ускоряющая ряд разрушительных процессов. Но в последнее время главной проблемой для уличных монументов стала неблагоприятная экология. Например, в ходе реставрации коней Клодта на Аничковом мосту выяснилось, что наибольший вред скульптурам наносили выхлопные газы. Мост ведь окружен светофорами, при начале движения каждый автомобиль производит мощный выброс. Мы долго считали, что Ростральным колоннам наибольший вред наносит вибрация вследствие полуденного выстрела пушки. Но оказалось, что больше вредят трамвайные растяжки, которые оттуда убрали всего несколько лет назад. Сохранение памятников - очень тонкая работа, требующая постоянного изучения и присутствия.
Памятник Ленину, стоявший у Варшавского вокзала, всегда имел спорную ведомственную принадлежность. В середине 1990-х годов монумент облили краской неизвестные хулиганы. Встал вопрос: кто должен заниматься расследованием инцидента - милиция Адмиралтейского района или транспортная милиция? Спор пришлось разрешать экспертам: основная часть памятника помещалась в нише на территории вокзала, и только вытянутая в порыве рука вождя "залезала" на территорию Адмиралтейского района. Как раз на этой указующей длани не было обнаружено ни капли краски, и явно глухое дело пришлось возбуждать транспортникам.
МЕЖДУ ТЕМ...
СМОТРИТЕ, КТО СТОИТ
Рассказывают, что во властных структурах города после смерти Ленина обсуждалась идея вместо фигуры ангела на Александрийском столпе установить бронзовое изваяние вождя, но благодаря наркому просвещения А.В. Луначарскому от этой идеи отказались.
Зато в 1994 году город едва не пострадал от другой крайности: на проспекте Ветеранов собирались установить памятник авторитету "малышевской" братвы Сергею Акимову по кличке Марадона, трагически погибшему в ДТП. Проект прошел первые этапы согласований, но его погубила всероссийская огласка.