"ДЕТИ-ТВ РИСУЮТ ЦВЕТАМИ ТРЕВОГИ"
Производители рекламы используют новейшие разработки для влияния на психику ребенка<br>
Режиссер "Леннаучфильма" Валентина МАТВЕЕВА - автор цикла фильмов "Школа родителей". В одном из своих фильмов, которые, как считает Валентина Ивановна, ни за что не покажут на ТВ, она рассматривает проблему воздействия телевидения и рекламы на ребенка.
"БАРБИ ВОСПИТЫВАЕТ КОМПЛЕКСЫ, А РЕКЛАМА УБАЮКИВАЕТ"
- Каким образом телевидение оказывает вредное воздействие на ребенка?
- В мире, где мы живем, все наши манеры, наши действия подчинены телевидению. Телевидение учит нас тому, как мы должны себя вести, думать, во что одеваться, чем мыть голову, какую употреблять косметику... Вся страна так к этому привыкла, что не видит в этом ничего страшного. В фильме мы сделали основной упор на то, что телевидение и компьютерные игры разрушают психику детей от 3 до 14 лет. Примером послужили мультфильмы с покемонами. Герои этоих мультиков совершенно не похожи на человека, и это воздействует на психику детей, на их поведение. Итальянская женщина-психолог наблюдала за своими детьми, которые стали двигаться и ходить как роботы. Она испугалась, стала искать причины и нашла их в детских фильмах.
- Как влияет реклама на психику ребенка?
- Когда тебе каждый день по десять раз внушают одно и то же, повторяя один и тот же слоган "Ведь я этого достойна!", сознание начинает меняться. Это как история c куклой Барби, которую сняли с продаж во всех странах мира. Она стала вызывать у маленьких детей комплекс неполноценности, они плакали от того, что не похожи на Барби. Когда-то Пастернак писал: "Быть знаменитым некрасиво". А теперь все принципы христианской морали перевернулись на 180 градусов. Реклама воспитывает в девушках и юношах ощущение, что они лучшие. И когда потом оказывается, что они не самые лучшие ученики, специалисты и даже люди, у них наступает психический разлом. Реклама человека успокаивает, убаюкивает, а потом оказывается, что жизнь жестока, сложна и противоречива.
"РУБЛЕВКА. LIVE" НАПОМИНАЕТ МНЕ КОНЕЦ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ"
- К чему это приведет общество?
- Когда нам каждый день показывают гламурные передачи, "Фабрику звезд", где кажется, что нам все доступно и все могут танцевать в блестящих нарядах, это усыпляет сознание человека и реальное восприятие жизни. Происходит огромное количество трагедий при столкновении с реальной жизнью. На самом деле реальная Россия от гламура очень далека. Люди даже не всегда понимают, что означает это слово. Я бываю в провинции и вижу там совсем других людей - хороших, скромных, застенчивых. Они не ругаются матом, не пьют пиво и радуются тому, что у них есть духовой оркестр. Они живут жизнью на такой глубине, что волны гламура и политических страстей проходят высоко над ними, они их не ощущают. Но Москва и Петербург - главные города, где насаждается "Рублевка. Live" - напоминают мне конец Римской империи, когда все погрязли в обжорстве, самодовольстве, пьянстве, лени, разврате. Римляне потеряли представление о жизни, потому что считали себя лучшими. И варвары завоевали их страну "прогулочным шагом".
- То есть это кому-то нужно? Не только продать товар, но и изменить наше мышление для своих целей.
- Да, я думаю, это кому-то нужно. Во-первых, присутствуют коммерческие интересы: втюхать не всегда качественный товар. Во-вторых, цель в том, чтобы расслабить нас, сделать лениво-равнодушными, стремящимися только к такой утонченно-красивой жизни. Почему Россия не рожает? Потому что в гламурной, рекламной жизни нет места страданиям при родах и нет места ребенку. В гламурной жизни есть только наслаждение и Куршевель. Почему Европа сейчас в ужасе от России? Не оттого, что мы становимся супердержавой. А потому что мы монстры в нравственном отношении. И чаще всего эти монстры воспитаны нашим телевидением. В Лондоне, конечно, по телевидению тоже показывают фильмы ужасов, но глубокой ночью и за отдельную плату. Там запрещено показывать трупы.
- Но это-то как раз реальная жизнь...
- Достаточно знать, что человек убит. Зачем любоваться кровью? У нас из этого делают шоу, после чего люди не спят, у некоторых случаются инфаркты. Наше телевидение сейчас смотрят во всем мире. За границей понимают, что у нас еще сохранились духовные корни, которых у них никогда не было, и что мы чем-то отличаемся от них. Впрочем, все меньше и меньше. Но наше телевидение создает неприглядную картинку России. По нему показывают воров, убийц, показывают, как народ спивается. Проституция, наркомания... Да это есть в любой стране! Если бы вы попали с камерой в Эстонию - вы бы могли такое показать! А вся наша страна живет под прикрытием этого телевидения. Но в это время здесь вырастают замечательные люди, которые не говорят: "Я этого достойна", а стоят в стороне, не лезут вперед за куском. Они пишут стихи, философствуют, молятся в церкви. Их много, но они никому не известны. Когда мир обнаружит, что они есть, - будет очень большая неожиданность.
"ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ МОЙ ФИЛЬМ НЕ ПОКАЗЫВАЛИ ВОВСЕ, ЧЕМ С ПЕРЕРЫВАМИ НА РЕКЛАМУ"
- Как вы показали все это в своем фильме?
- Я опиралась на детских психологов, которые помогали мне проводить тесты в детских садах и школах. Многие из них известны. Дети рисуют свой дом и родителей. Сегодня многие дети рисуют дом коричневым или красным - цветами тревоги. После этих рисунков педагоги вызывают родителей и советуют обратить внимание на ребенка. Они папу рисуют черным фломастером, очень мало кто рисует папу и маму, которые ведут его, взявшись за руки, мало кто рисует солнце. С этих рисунков начинается мой фильм.
Сначала мы пришли в школы, в третий-четвертый классы. Психолог предложила тему для рисунка. Взяла белый лист бумаги, попросила представить, что это экран телевизора. И попросила нарисовать то, что им в этом экране видеть больше всего нравится. Когда мы собрали две тысячи таких рисунков, то пришли в ужас: там были монстры, чудовища, земля в огне, взрывы. Не было ни одного рисунка, глядя на который сердце могло бы радоваться. Исследование проводилось по Петербургу и Ленобласти. Но ведь что интересно: уже после фильма я попросила сделать тот же тест в воскресной школе. Вот там были совершенно другие рисунки - цветы, папа, мама розовым фломастером, дом, солнце было оранжевое, а не черное, и так далее. Это было так наглядно! Душа этих детей в порядке. Но как выходить из положения, как восстановить психику детей из обычных школ - непонятно. Мы не можем запретить телевизор и компьютер, чтобы не выглядеть чудовищами. Вся страна компьютеризируется, а мы запрещаем. Нет, просто нужно пускать к нему детей чуть-чуть попозже, дать созреть, почитать сказки. Ребенок, который не читает, а только смотрит телевизор, плохо развивается. Это доказали ученые Бехтеревского института.
Дети уже погружены в проблемы нравственности в современном мире. На одном рисунке был изображен зайчик, очень маленький и жалкий, на которого надвигалось черное существо. Мы спросили ученика, что это означает. "Зайчик добрый, но это сегодня невыгодно. На него надвигается злое существо, которое его победит", - ответил он. Сегодня надо быть готовым ударить, отбить, наступить на ногу, первым прорваться в транспорте и сесть. Такие чувства воспитываются в детях.
Этот фильм не по моей воле и без моего участия смотрели в комитете, занимающемся вопросами телевидения, в день, когда они хотели принять поправки относительно сокращения порнографических и жестоких программ в эфире. Комитет даже не приступил к голосованию, потому что кто-то произнес всего одно магическое слово "рейтинг"...
- А режиссеры не начинают снимать с учетом того, что их фильмы будут дробиться на рекламу?
- Лучшие режиссеры добиваются того, чтобы их ленты показывали без вставок рекламы. Но иногда я думаю, что если в один из моих документальных фильмов на православную тематику вставят что-то непристойное - я умру от разрыва сердца. Например, фильм "Остров" показывали без рекламы, в нем она невозможна. Если бы мне предложили выбор - показывать со вставками рекламы или не показывать вообще, - я бы сказала, что не показывать вообще.