ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА: "ХОРОШО, ЧТО У ШЕМЯКИНА ОКАЗАЛСЯ ЧЕРЕП"
Как легендарная певица передает секреты своего мастерства молодым<br>
Елена Образцова пела в лучших оперных театрах мира: в Мариинском и Большом, Ла Скала и Гранд-опера, Ковент-Гардене и Метрополитен-опера. Пела с Ренатой Скотто, Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом... Певица удостоена самых высших наград Советского Союза и России, она - лауреат престижных международных конкурсов... Каждый приезд "ленинградки душою и родом" в Петербург - всегда событие для города. И вдруг выясняется, что практически весь январь без какой-либо огласки в нашем городе работала Творческая школа вокального мастерства для юных вокалистов и молодых певцов Елены Образцовой...
"БОЛЬШОЙ ЗАЛ ЗАБИРАЕТ СЛИШКОМ МНОГО ЭНЕРГИИ"
- Елена Васильевна, почему ваши мастер-классы проходят в Фонде Шемякина?
- Мы очень долго искали зал, где бы приютиться, и ничего подходящего не находили. Потом вспомнили, что у Миши есть свой центр на Садовой, а в центре, как мне сказали, есть зал. "Он в полном вашем распоряжении, - сказал Шемякин, причем бесплатно". А мог бы сдать в аренду, и мы бы заплатили. Вот такой я получила подарок. Я не просто благодарна Михаилу за него, я счастлива, что Господь свел меня с этим необыкновенным человеком. Шемякин беспредельно талантлив как художник, и, как я поняла, очень хороший человек. На его долю выпало столько горестей и печалей, даже страданий, и он остался человеком, который может нарисовать сказку. Я посмотрела в Мариинке его балеты. Когда в начале третьего балета - "Весны священной" - открылся занавес и я увидела волшебную поляну - всю в цветах, с мушками, букашками и прочими насекомыми, мне по-ребячьи захотелось выскочить на сцену, войти в сказку и там остаться навсегда.
- Все равно как-то не укладывается в голове: Елена Образцова и крохотный зальчик! Я знаю, что года два назад вы вели переговоры о совместных проектах с нашим Мюзик-холлом...
- К сожалению, с Мюзик-холлом ничего не получилось.
- А какой там роскошный зал и сколько людей смогли бы насладиться уроками Елены Образцовой!
- Нет-нет! Мастер-класс нельзя проводить для большой аудитории.
- Но ведь вы же проводили!
- Да, но одноразово, я бы сказала. Слишком много энергии забирает большой зал. К тому же молодому певцу сложно интимно работать с педагогом на глазах у многочисленной публики. Зал в центре Шемякина как раз то что надо. Другое дело, что какие-то показательные уроки можно сделать однажды в большом зале, это было бы очень полезно для всех - и для исполнителя, и для педагога, и для зрителей.
"ЮЛЯ БУДЕТ ВЫДАЮЩЕЙСЯ ПЕВИЦЕЙ"
- На кого-то посоветуете обратить внимание по результатам мастер-класса?
- Выдающейся певицей, без сомнения, будет Юля Лежнева. Она учится в Москве, в Гнесинке. Когда-то Юля у меня была на конкурсе молодых - маленьких! - певцов и получила Гран-при. И я даже пригласила ее в "большой" конкурс, хотя она и не дотягивала по годам. Мне очень хотелось показать Лежневу - и публике, и жюри, и прессе, и все ею очень заинтересовались. Она наравне с другими, значительно старшими по годам конкурсантами, вплоть до 30-летних, дошла до третьего тура и прекрасно спела на третьем туре! Юля приехала на мои мастер-классы и каждый день, буквально каждый день, прибавляет и прибавляет в мастерстве.
Еще - Айгуль Шамшеденова, она из Алма-Аты, из Казахстана. Айгуль обладает совершенно уникальным голосом. Я думаю, если все пойдет правильно, она тоже будет выдающейся певицей.
Обучение - процесс нескорый. Но так как моя методика основывается на сгустке знаний, накопленных мной за 43 года пребывания на сцене, то мастерство постигается гораздо быстрее, чем с педагогами, многие из которых сами никогда не пели.
- ?!
- Да, да, есть и такие. А очень многие певцы и певицы, которые очень хорошо поют, просто никогда не давали себе отчета, как и почему у них получается лучше, чем у других. И я семь лет назад, когда решила написать книжку, как я пела, какой бы вопрос себе ни задавала, ответа дать не могла. Но постепенно, постепенно ответы стали находиться. За семь лет накопился громадный опыт, и теперь ребята легко понимают меня и очень быстро усваивают материал. И очень быстро меняются. Сергей Сучков из Ульяновска был, совершенно безопорный бас, у него как будто бы и голоса не было. Сначала он понял, что происходит в резонаторах, потом - что такое дыхание, и, как говорится, результат налицо.
- Елена Васильевна, признаюсь, было неожиданно на уроке увидеть у вас в руках череп.
- Да, "бедный Йорик". Каждый певец должен знать, как устроен его звуковой инструмент. К сожалению, почему-то педагоги не занимаются объяснением. А у меня сразу появилась необходимость показать, где находятся уже упоминавшиеся резонаторы, где происходит вибрация, в каких местах черепа можно усилить звук.
- Вы его возите с собой?
- Ну что вы! Шемякин - художник, и у него, как, наверное, у всякого художника в мастерской, оказался череп. И это хорошо. А вообще-то у меня есть фотоснимки черепа, обычно я пользуюсь ими.
"КОГДА АУДИТОРИЯ УТОМЛЯЕТСЯ ОТ УМНЫХ СЛОВ, НАДО РАССКАЗАТЬ БАЙКУ"
- На уроках вы позволяете себе отвлечься, рассказать байку...
- Байки я рассказываю не потому, что мне хочется поболтать.
- Разрядка нужна?
- Совершенно верно, нужна разрядка - и певцу, чтобы он отдохнул, и публике. Особенно когда мастер-классы проводишь на громадную аудиторию, человек так на пятьсот. Когда аудитория утомляется от умных слов, надо что-то такое рассказать - байку, анекдот. Повеселились - и с новыми силами за работу!
- Мастер-класс можно проводить в концертном платье, а вы в простенькой кофточке чуть ли не с закатанными рукавами...
- Ну мы же работаем! Однажды я сказала, что на мастер-классах мы делаем музыку. Какой-то журналист очень меня критиковал. А мы ведь в самом деле делаем музыку.
"И КАБАЛЬЕ БРЯКНУЛАСЬ ПЕРЕДО МНОЙ НА КОЛЕНКИ"
- Елена Васильевна, широко известный факт: Монтсеррат Кабалье встала перед Образцовой на колени. Хотелось бы из первых уст услышать, желательно в подробностях, как это было.
- В театре Лиссео в Барселоне шли один за другим пять или шесть "Кармен" Бизе с разными составами. Что-то вроде конкурса, нужно было выбрать лучший спектакль, лучших исполнителей. А накануне спектакля с моим участием была "Сицилийская вечерня" Верди, где пела Кабалье. Она так потрясающе пела! Пожалуй, я впервые слышала, чтобы так идеально в опере пели. Я пришла за кулисы, встала перед ней на колени. И сказала: "Монтсеррат, я такого не слышала никогда в жизни, я вообще думала, что такого быть не может". А через день была моя "Кармен". Я пела с Доминго, мы получили первую премию. И Кабалье вошла ко мне в уборную, в ту же самую, где двумя днями раньше была она, и точно так же брякнулась передо мной на коленки. "Боже мой, что ты сделала! Теперь придется искать домкрат, чтобы тебя поднять", - пошутила я. Монтсеррат - человек с чувством юмора, рассмеялась. Общими усилиями мы ее подняли. И с того дня подружились.