"В БОЛЬШОМ Я НЕ МОГУ ЗАКАЗЫВАТЬ МУЗЫКУ КАК В РЕСТОРАНЕ"
Юрий Темирканов стал первым главным приглашенным дирижером легендарного столичного театра<br>
- Первый этап сотрудничества рассчитан на три года, с возможностью продления, - прокомменитировал приглашение Юрия Темирканова генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.
В беседе с корреспондентом "НВ" он подтвердил, что главный приглашенный дирижер - должность для Большого театра новая и вводится здесь впервые.
- Это общепринятая практика больших оперных театров. Для судьбы Большого театра это приглашение в высшей степени важно, - оценил масштаб перемен руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой.
...Первый опыт сотрудничества петербургского дирижера с московским коллективом уже состоялся в январе этого года - во время совместного концерта в Большом зале Московской консерватории. После этого сторонами и было принято окончательное решение.
Фактически к новой работе Юрий Хатуевич приступит в следующем сезоне, а первый совместный концерт в Москве с оркестром Большого театра в новой должности даст только в январе будущего года. По словам маэстро, до тех пор его график расписан. Хотя он и добавляет, что сотрудничество будет обоюдным, и, наверное, уже на ближайшем фестивале "Площадь искусств", который пройдет следующей зимой, оркестр Большого выступит в Петербурге.
- Мне уже предлагали много лет назад дирижировать в Большом театре, но у меня были обязательства по всему миру, - пояснил Юрий Темирканов. - Сейчас я отказался продлить контракт в Америке, сократил свои выступления на Западе. Считаю, что мы больше должны работать дома, у себя в стране.
Но в Большом театре основные надежды на маэстро возлагают в связи с готовящимся в 2008 году открытием основной сцены.
- Талант и мощь Юрия Хатуевича придадут совершенно новые грани развитию Большого театра, - подчеркнул Михаил Швыдкой.
- Основное преимущество статуса главного приглашенного дирижера в том, что он с театром сотрудничает постоянно, - рассказал корреспонденту "НВ" музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Александр Ведерников. - Работа на двух сценах театра - это около 550 спектаклей в год. Это и огромная нагрузка на оркестр, и дирижеров надо много. То, что Юрий Хатуевич согласился, будет для нас большим подспорьем.
Сам Юрий Темирканов уверяет, что пока не может сказать ничего конкретного о том, какие произведения ему придется исполнять. Но отмечает, что хотел бы, чтобы это были оперы, а не балеты:
- В балетах я мало что понимаю, - поясняет дирижер.
Он мечтает, тобы первой его постановкой в Большом стала любимая им "Пиковая дама" Чайковского. Тем не менее выбор остается за Большим.
- Я не могу заказывать в Большом театре как в ресторане, - говорит Юрий Темирканов.
Дирижер считает сотрудничество с Большим театром новым этапом в своей жизни. Это будет его возвращение на российское оперное пространство после почти 20-летнего перерыва, связанного с уходом из Кировского (ныне Мариинского) театра в 1988 году.
По окончании церемонии представления Юрия Темирканова труппе Большого театра корреспонденту "НВ" удалось задать маэстро несколько вопросов.
- Юрий Хатуевич, москвичи, конечно, рады - у них открывается основная сцена Большого театра. Но ведь в нашем с вами городе открывается после реконструкции Большой зал Филармонии. Как вам удастся и с Большим театром поработать, и не обидеть заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр Филармонии?
- Я никогда не обижу "заслугу", потому что основной мой дом всегда был и останется в Санкт-Петербургской филармонии. А где бы я ни работал - в Америке, Англии или Швеции, в Европе или Большом театре, - это будет вторым в моей жизни. Но я, конечно, буду к этой работе относиться так же серьезно.
- Вы на пресс-конференции подчеркнули, что Большой - первый театр страны. Признайтесь, мечтали ли вы когда-нибудь выйти на его подмостки?
- Нет, я никогда не мечтал выступать здесь. Я вообще не думал, что когда-нибудь вернусь всерьез к опере, так я в свое время от нее устал в Мариинском театре. Хотя я дирижировал оперы и в Америке, и во многих городах Европы.
- А на российской оперной сцене вы сколько лет не работали?
- Лет двадцать, кажется. Но зато скоро я поеду в Италию дирижировать "Травиату". По-моему, в этом что-то есть.
- Вы уже начали работать с оркестром Большого театра, каковы первые впечатления?
- Меня оркестр удивил, это первоклассный коллектив. Я всегда знал, что в Большом театре испокон века удивительный хор. А вот оркестр стал для меня приятной неожиданностью. Для меня очень важно, что оркестр, с которым ты работаешь, еще продолжает любить музыку и хочет быть еще лучше. Возможно, именно это подтолкнуло меня к тому, чтобы согласиться здесь работать.
- А какие-то специальные изыски будете находить для московской публики, ведь она несколько отлична от петербургской?
- Я в Москву очень мало ездил, и мне говорить о вкусах здешней публики трудно. Конечно, нюансы есть. Но важно, что в России вообще публика замечательная, страна может гордиться ею, ее образованностью и доброжелательностью.