ВЕРХОВЕН ВЕРНУЛСЯ В ЕВРОПУ С "ЧЕРНОЙ КНИГОЙ"

В новом фильме голландского режиссера добро торжествует весьма относительно<br>

Название картины не предвещает публике ничего хорошего - "Черная книга". Время действия - 1944-1945 годы. Место - оккупированная немцами, а затем освобожденная союзниками Голландия. Пауль Верховен поставил тот фильм, о котором давно мечтал... Возвращение режиссера к теме антифашистского Сопротивления только на первый взгляд выглядит сенсацией. Еще в 1979 году он поставил ленту "Оранжевый солдат" о том, как голландцы сопротивлялись оккупации. Потом кинематографические пути-дороги привели удачливого и дерзкого голландца в Голливуд, где он, казалось, прочно утвердился как автор кассовых хитов вроде "Робокопа", "Абсолютной памяти" и, конечно же, "Основного инстинкта". Нынче в багаже Верховена - слава, популярность и имидж режиссера, способного снимать кассовое кино. Однако в случае с "Черной книгой" оказалось, что режиссер достал из чемоданов, привезенных с собою обратно, сюжеты, темы и творческие решения, которые далеки от привычных клише фильмов на тему Сопротивления, а уж тем более на тему Холокоста. История о том, как еврейка Рэйчел Сейн (Кэрис Ван Хаутен) становится по заданию подпольщиков возлюбленной нацистского контрразведчика, уже сама по себе нестандартна. Но интрига строится на борьбе подпольщиков (которых в фильме немцы все время называют "террористами") против оккупантов. Здесь-то и примешивается к фабуле еврейский вопрос. Рэйчел жаждет наказать тех, кто губит евреев. А подпольщики осторожничают, ибо немцы ввели принцип "око за око". Верховен не был бы Верховеном, если бы отказал публике в весьма острой приправе к тому кинематографическому блюду, которое он изготовил. Некоторые эротические сцены "Черной книги" заставляют вспомнить лучшие эпизоды "Основного инстинкта", а лихая детективная интрига, связанная с поисками предателя, длится и после того, как война окончилась. Голландия освобождена, но начинается новый круг испытаний для героини, которую обвиняют в сотрудничестве с немцами и считают изменницей. Эти эпизоды издевательств голландцев над коллаборационистами сделаны очень сильно, и в них голландцы выглядят ничуть не лучше тех же фашистов, которые расстреливают и пытают. Такие эпизоды тоже есть в "Черной книге". И кажется, что уже ничто не поможет людям выйти из этого круга ненависти и насилия. Тем более что действие фильма начинается и заканчивается в израильском кибуце в октябре 1956 года, где мы и встречаем главную героиню. Ненавязчиво, но отчетливо Верховен завершает фильм эпизодом приезда солдат израильской армии: начинается новая война. Что же касается интриги с поисками предателя, то завершить ее помогут те самые чемоданы, в которых фашисты и их пособники прятали деньги и ценности загубленных ими евреев. Те, кто ждет от "Черной книги" финальной идиллии и успокоения, будут разочарованы. Верховен предлагает отнюдь не хэппи-энд с примирением между теми, кто был оккупирован, и теми, кто оккупировал, между теми, кто предал, и теми, кто остался верен. В его фильме нет пафосной примирительной сцены, посвященной жертвам Холокоста, как у Спилберга в "Списке Шиндлера". У голливудского голландца Добро торжествует весьма относительно. Жертв не вернешь, душевные раны, может быть, и будут залечены со временем, но можно лишить жизни предателя изощренным способом, оставив его задыхаться в намертво завинченном гробу. И как-то не верится, что умудренная жизнью Рэйчел смогла забыть тот кошмар и те страсти, которые ей пришлось пережить во время оккупации и чуть позже. В чемоданах Пауля Верховена, привезенных им из-за океана в Старый Свет, сегодня оказалось вовсе не то, что от него ждали тогда, когда он объявил о намерении экранизировать прозу Бориса Акунина. Именитый голландский режиссер поставил весьма полемичный, но очень увлекательный фильм. "Черная книга" обозначила возвращение Верховена в лоно европейского кинематографа. Только вот сможет ли он найти в его багажном отделении не занятое место для своего опыта, упакованного очень эффектно и красиво? Ответом на этот вопрос должен стать следующий фильм автора "Основного инстинкта" и "Черной книги".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.