КАНАЛ ДЛЯ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ?

Грандиозные стройки с помпой начинаются, потом стыдливо замалчиваются<br>

Много воды утекло в реках Северо-Запада с тех пор, как впервые было заявлено об очередной "стройке века" - судоходного канала в обход Невы от Волхова до Усть-Луги. Сейчас эту идею пытаются снова реанимировать. А зачем? Горе-Вуокса Было предложено несколько вариантов, один другого грандиознее. Самый короткий шел через территорию Всеволожского района от мыса Морье и дальше к заливу. Но там живет слишком много народу, и сживать его с насиженных мест - значит потерять и время, и народную любовь. Чуть подлиннее путь пролегал по Карельскому перешейку - через озеро Суходольское и дальше по трассе Вуоксы. Но эту реку один раз уже изуродовали - в середине XIX века через нее хотели сделать канал по всему перешейку, но вода просто утекла в Ладогу. Часть Вуоксы заросла и заболотилась, часть еще течет, хотя для судоходства совершенно непригодна. Возможно, эта печальная история и остановила те горячие головы, которые требовали рыть канал именно там. Кстати, за такой вариант выступал и сам "Волго-Балт". Формальная причина для отказа была простая: во-первых, грунты очень сложные, сплошной гранит - взрывать замучаешься, во-вторых, Карельский перешеек - в некотором роде природная жемчужина не только Ленобласти, но и всей Российской Федерации. В итоге возник и третий проект. Он предполагал движение судов по реке Волхов, затем - по Тигоде, затем - по каналу, который следует вырыть между Тигодой и верховьями речки Рыденки, притока Оредежа, потом по Оредежу в Лугу, а из Луги - уже в море. Человек, имеющий начальные географические навыки, сразу покрутит пальцем у виска: в уме ли вы, граждане, это ж путь сумасшедшей длины! Ведь ни одна из рек, включая Волхов, не годится для двустороннего движения судов класса "река-море". Кто-нибудь из вас видел речку Рыденку? Да, долина у нее серьезная, с ледниковых времен оставшаяся. Но она уже плотно обсижена людьми, которые точно так же не сдадут свои позиции, как и всеволожцы. Предки их со времен новгородского подданства сидели на этих землях, а тут придет некто с экскаватором и всё стронет с места? Этот канал тоже не канает? От геологии обоснованием возможности устройства канала занимался профессор Михаил Спиридонов, заведующий отделом морской геологии ВСЕГЕИ. Он написал, что с точки зрения легкости рытья третий вариант канала самый удобный, ведь речные долины заполнены очень подвижным грунтом, который не составит труда вынуть. Но при личной беседе Михаил Александрович признался, что в глаза не видывал ни Оредежа с Рыденкой, ни Луги в среднем течении. Его уверяли, что в этих диких местах никто не живет, хозяйства не держит, губить там совершенно нечего. Когда Михаилу Александровичу было предложено посмотреть фотографии мест, где якобы никто не живет, он был сильно озадачен и огорчен. Выходит, пожилого человека просто подставили, вырвав у него геологическое обоснование с нужным результатом. А ведь в тех местах сейчас не только живут люди. Район Ям-Тесова на Оредеже - просто археологический заповедник, причем исследованный очень слабо из-за удаленности района и вечного отсутствия денег на науку, не приносящую немедленной прибыли. Перекопать все это и погубить - просто преступление перед историей. И не только люди живут в тех краях. На Оредеж и Среднюю Лугу прилетают лебеди, ботанические экспедиции регистрируют там очень редкие виды растений. Представляете, что там будет, когда начнут рыть? Про рыбу в этой воде вообще придется забыть. В июле прошлого года губернатор области Валерий Сердюков как будто признал ошибочность мнения защитников идеи канала. По сообщениям информационных агентств, было сказано, что данный проект относится к области научной фантастики и сравним только с романом Жюля Верна "20 тысяч лье под водой". Врешь, не пророешь! И тут - бац! Опять появляется этот проект, уже как дело почти решенное. Председатель комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти Валерий Ким заявляет, что строить будут, что это колоссальный инвестиционный проект. Признав, что это самый протяженный и дорогостоящий вариант, Ким назвал его, однако, самым перспективным, поскольку его судоходная ширина составит 80 метров! Но опытные судоводители смеются: 80 метров - это односторонний, а не двусторонний канал. И еще надо договариваться с Октябрьской железной дорогой, которая на трассе потенциального строительства имеет несколько мостов. Переделать железнодорожный мост, подняв его, можно, только реконструировав подъездные пути к нему, ведь поезд не может заскочить на крутую горку. Нужно делать железнодорожный объезд с временным мостом. Над Тигодой как раз по несколько раз в день проносится поезд из Петербурга в Москву и обратно, не считая грузовых составов. Можно ли представить себе прекращение движения на этой линии хотя бы на время? А еще сосчитайте железную дорогу на Новгород через Оредеж, на Псков, на Гдов, на Кингисепп. А уж сколько шоссе пересекает будущий канал! Тоже ведь все мосты придется переделать, потому что ныне существующие слишком низки, а разводные делать нельзя - канал должен быть круглосуточным, как заявляет господин Ким. Опять бедные жители, населяющие берега Луги и Оредежа, занервничали: не пора ли, мол, на народную войну выходить, как старыми новгородскими правилами предписано при приближении врага? И заверение некоторых экспертов, что никакого канала построено не будет, а это просто уловка для отмывания денег, жителей не утешает. Могут не закончить, а вдруг начнут? Все ведь перепортят, загубят. А вот заместитель руководителя ФГУ "Волго-Балт" Геннадий Егоров уверен, что канала в ближайшее время не будет: - А может, и совсем не будет. Нам этот канал совершенно не нужен. Нас ведь не спрашивают, что нам нужно на самом деле, а ведь то, что нужно нам, нужно в конечном итоге и всей стране. У нас сложнейший комплекс инженерных объектов, в него входит 4900 километров водных путей, 11 шлюзов, 3 ГЭС, 25 земляных плотин и дамб и много чего еще. И все это практически не получало финансирования около 15 лет. Наши шлюзы необходимо ремонтировать, фарватеры нужно чистить, нужно менять знаки судоходной обстановки, нужно обслуживать маяки. Если это не сделать, "Волго-Балт" будет погибать. Ну и какими путями тогда суда будут попадать в новоявленный канал? Кстати, судов-то все меньше и меньше, их практически перестали строить, а "иностранцев" в наши внутренние воды пока не пускают. Каналы Северо-Запада: Волго-Балтийская водная система - 4900 км; в нее входят: канал имени Ленина, бывшая Мариинская система, - 1100 км (включая Староладожский, Новоладожский и Онежский каналы); собственно Волго-Балтийский канал - 361 км (из них 40 км - искусственный канал); Беломоро-Балтийский канал - 227 км (из них 43 км - искусственные каналы). Ныне не действующие системы: Вышневолоцкая система - 1300 верст (1328 км), в нее входили Вишерский и Сиверсов каналы; Тихвинская водная система - 847 верст (897,8 км). Длина канала через Волхов, Тигоду и Лугу - более 450 километров (тогда как через Вуоксу - 150 километров, через мыс Морье и Сестрорецк - 65 километров). Планируемый канал пересечет 4 федеральные автодороги: шоссе "Кола" (Петербург - Мурманск), шоссе "Россия" (Петербург - Москва), Киевское шоссе и шоссе "Нарва" (Петербург - Ивангород), а также несколько шоссе регионального значения. Также на пути канала окажутся железные дороги на Москву, на Новгород, на Лугу, на Ивангород, на Петрозаводск, на Кириши, на Усть-Лугу, на Батецкий, на Гдов. Итого придется переделать 24 автомобильных и 9 железнодорожных мостов. Тигоду пытались соединить с рекой Тосна, чтобы создать обходной путь из Невы в Волхов, еще в 1851 году, но работы были брошены за полной бесперспективностью этого проекта. Остатки канала можно наблюдать у станции Соколов Ручей.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.