НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ "ОСТРОВ" НА КАМЕННООСТРОВСКОМ
Театр с таким необычным названием отмечает 60-летие художественного руководителя Александра Болонина премьерой спектакля на библейские сюжеты по произведениям Андреева, Булгакова, Володина - "Апокриф по АБВ".<br>
На фоне "древних", "мистических" камней разворачивается библейская трагедия в неожиданной трактовке: будущие апостолы показаны живыми людьми со своими человеческими слабостями. Остроумный Иуда зло куражится над Иоанном и Петром, которые никак не могут поделить место подле Христа на небесах, и мучительно им завидует.
- Эти простые по своей сути люди вдруг стали образованнейшими представителями своего времени, они заговорили на разных языках! Покажите это! - втолковывал актерам Болонин на репетиции финальной сцены. - И вообще дайте ощущение теплоты и единения, но без сюсюканья! Станьте собой, освободитесь от социума! Пилат - крайне противоречивая фигура и - струна спектакля.
- Колоссальный Пилат! Коршун на троне. Я даже не узнал тебя! И костюмчик богатый, - воскликнул член художественного совета театра писатель Валерий Попов, обращаясь к Болонину.
- Я тебя играл! - парировал худрук и исполнитель роли Пилата (в одном лице). Другой член худсовета писатель Илья Штемлер реагировал на спектакль "по системе Станиславского", воскликнув: "Верю!" - и сделав многообещающий прогноз: "Апокриф" должен стать крупным театральным событием города!
Все спектакли театра "Остров" оригинальны. К примеру, "Шизо" - философская психодрама, где в психиатрической лечебнице ставится уникальный эксперимент по созданию сверхчеловека. Здесь кожей чувствуешь "энергетику сумасшествия". И, чтобы поставить такое, необходимо безошибочное чутье художника. Вообще Александр Болонин смело экспериментирует. Он может свести в одном спектакле Залыгина, Тендрякова и Платонова - в "Вековухе"; Кизи, Пинтера, Беккета и Арабаля - в "Шизо".
С успехом идет "Извлечение Мастера" по Булгакову - волшебная фантасмагория, где смешались люди и куклы. Декорации, окунающие в атмосферу времени, созданы художником Владимиром Святозаровым, известным по картине "Собачье сердце". Сцена "сливается" с залом, делая зрителя непосредственным участником событий, и актеру не допустить ни грамма фальши.
"Остров" часто называют театром драматурга Александра Володина. Его пьесы "Осенний марафон", "Кастручча", "Записки нетрезвого человека" не сходят с афиши театра. Свыше 30 лет Володин ждал постановки пьесы "Кастручча". И, наверное, не дождался бы, если бы не Болонин. После смерти драматурга "островитяне" создали у себя в театре Музей Александра Володина, где практически все экспонаты, включая личные вещи, подлинные. "Спасибо за теплую, живую память об удивительном Александре Моисеевиче!" - это только одна из записей в музейной книге отзывов.
Мемориальная доска на доме, где жил драматург, создана на деньги, собранные театром. Ее макет обсуждался на художественном совете "Острова". Редкое подвижничество при непростом финансовом положении. Театр негосударственный, к комитету культуры не относится. Что заработает, на то и живет.
У театра "Остров" непростая биография. Шесть лет коллектив не имел собственной крыши над головой. Репетировали по подвалам. Как-то на репетиции "Гамлета" по ноге актрисы Тамары Исаевой пробежала огромная крыса.
Только в 1996 году получили наконец залитый водой подвал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. И через три года "Остров" всплыл! Но до сих пор на главном режиссере все, вплоть до починки лопнувшей трубы! И несмотря ни на что, актеры готовы работать - и работают! - за гроши.
- Сколько можно на энтузиазме работать? - задается вопросом худрук. - Таким маленьким коллективам, как наш, необходима финансовая поддержка, ведь и мы участвуем в формировании общества созидателей.