ВАЛЕРИЙ ПЛОТНИКОВ: "ПОЛИТИКИ - НЕ МОИ ГЕРОИ..."

Известный петербургский фотограф подменял режиссера Юрия Любимова <br>

В домах многих россиян либо бережно хранятся, либо просто приколоты к стенке фотографии Владимира Высоцкого - где с Мариной Влади, где со Станиславом Говорухиным, а то и одного, восседающего на неком кубе. Мало кто, правда, задумывается над тем, кто и где снимал "всенародного Володю". А снимки сделаны дома у фотографа Валерия Плотникова, когда тот еще не имел мастерской, в то время, когда штатные газетные и журнальные фотографы Высоцкого не снимали по той простой причине, что опубликовать его снимки, а значит, и заработать на этом было практически невозможно. Разумеется, Плотников снимал не только Высоцкого. Еще недавно без его фотографий невозможно было представить популярные кино- и театральные журналы, как советские (российские), так и многие зарубежные. Чего не скажешь про сегодняшний день. "НЕ СЧИТАЮ СЕБЯ ФОТОХУДОЖНИКОМ" - Валерий, насколько я знаю, вы принципиально не называете себя фотохудожником. Почему? - Потому, что я просто фотограф. У каждой профессии есть свое нормальное обозначение. Само словосочетание "фотохудожник" надумано, поскольку в свое время на "Мосфильме" и на "Ленфильме" в фотоцехе боролись за звание фотохудожника, так как оно предусматривало прибавку к жалованию. Если фотограф называет себя фотохудожником, значит, хочет поднять свою значимость. Фотография, как и любой другой вид искусства, становится явлением в том случае, если человеку есть что явить миру. - Появление цифровой фототехники как-то повлияло на искусство фотографии? - В каких-то случаях цифровая аппаратура нужна, очень помогает в работе. А в некоторых случаях помогает, наоборот, в халтуре. Это своего рода светская забава. - В последнее время появилось большое количество гламурных изданий... - Да, но я не нуждаюсь в них. Считаю, что отснял почти все, что должен был отснять. Теперь снимаю очень редко. Сегодня почти нет моих персонажей. Хотя бывают исключения. Например, Ксения Раппопорт. Ее портрет участвовал в выставках за рубежом и, кстати, был напечатан в одном гламурном журнале рядом с портретом Пенелопы Крус. Но Пенелопа была снята так, что мне за нее даже обидно стало. Ксюша находится вне светской хроники и вне скандалов, как, впрочем, и остальные мои персонажи. А для современных гламурных журналов более интересными оказываются другие люди - те, что отдыхают, например, в Куршевеле. К счастью, случается так, что и в настоящее время мои фотопортреты находят спрос. Я всегда снимал только то, что мне нравилось, во что верил, что было близко моему сердцу, не задумываясь о коммерческой составляющей. Теперь, к сожалению, чаще всего снимают то, что приносит деньги. - Тем не менее вам тоже приходилось работать по заказу? - Конечно. Но и работая по заказу, можно создавать достойные произведения искусства. Даже в моих заказных работах персонаж будет выглядеть так, как может выглядеть только у меня. Кстати, и великий художник-портретист Серов, нуждаясь в средствах, работал по заказу, но при этом создавал шедевры. "ЛЮБИМОВ ДОВЕРЯЛ МНЕ СВОЙ ФОНАРЬ" - Вы обучались фотографическому делу во Дворце пионеров, который в эти дни отмечает семидесятилетие. Когда вы поняли, что фотография - дело вашей жизни? - Когда учился во ВГИКе на операторском факультете. Но еще во время службы на флоте сделал ряд фотоснимков, которые оказались не самыми плохими и сыграли положительную роль при моем поступлении во ВГИК. - Профессия оператора вам пригодилась? - Профессия - нет. Но учеба в целом пригодилась. Ведь именно ВГИК естественным образом ввел меня в круг моих будущих персонажей. Со временем этот круг расширялся. - И кто же стал первым вашим фотогероем? - Сергей Соловьев, с которым мы вместе учились в вечерней школе. Два года назад, когда Сережа отмечал 60-летний юбилей, я подарил ему фотопортрет, сделанный мною более 40 лет назад. - Вы помните свою первую фотокамеру? - Да, первую фотокамеру приобрел в Архангельске. А деньги на ее приобретение мне дал Андрон Кончаловский, за что я ему безмерно благодарен. - Однажды вам довелось сняться в кино... - Это был упоительный период моей жизни, когда Анатолий Эфрос ввел меня в свой фильм "В четверг, и больше никогда" на роль фотографа. Съемки проходили в Пущино, в заповеднике. Там же я сделал несколько замечательных кадров. - Большое место в вашем творчестве занимает Театр на Таганке. Что можете сказать об этом этапе вашей жизни? - Этот театр стал для меня почти домом. Меня туда привел Володя Высоцкий. С Таганкой связаны самые лучшие воспоминания. Очень редко рассказываю о той забавной ситуации, когда Любимов доверял мне свой фонарик. Дело в том, что Юрий Петрович пользовался этим фонарем во время спектаклей. Если ему казалось, что артисты начинают сбавлять темп, то он начинал мигать фонариком. Артисты понимали, что режиссер на них смотрит, и пробовали себя мобилизовать. Но когда ему нужно было отлучиться, то он отдавал фонарь мне, а сам появлялся под конец спектакля. У артистов была абсолютная уверенность, что Любимов строго смотрел за происходящим на сцене. "ЧЕРЕЗ ПУГАЧЕВУ ПОЗНАКОМИЛСЯ С СОБЧАКОМ" - Вы фотографировали людей искусства - артистов театра, кино, режиссеров, литераторов, композиторов. Существуют ли для вас какие-то приоритеты? - Нет. Все зависит только от личности, от того, интересен мне человек или не интересен. Бывало, что, работая по заказу или по чьей-то протекции, приходилось снимать человека, который мне безразличен. Но и в этом случае пытался найти какую-то зацепку, которая могла бы заинтересовать меня. Ну а если уж мне человек совсем несимпатичен, то тактично заламываю такую цену, которая для него окажется неподъемной. Хотя мне везет с заказчиками. Как правило, ими оказываются интеллигентные люди без всяких "распальцовок". Вообще, людям нравится со мной работать, потому что я пытаюсь создать непринужденную, доверительную обстановку. Помню, Витя Шендерович удивлялся: "Как так, вроде бы все хиханьки да хаханьки, и такой достойный результат!" - Становились ли вашими персонажами политические деятели? - Однажды в советское время мне поступил заказ по поводу подготовки к юбилею члена Политбюро ЦК КПСС Кириленко. Я тогда ответил не политкорректно: "Вы воспитываете фотографов, пусть они и снимают". Позже мне доводилось снимать различных политиков. Но, как правило, это оказывались не мои герои. Единственный политик, который действительно стал "моим", - Анатолий Собчак. Мы с ним познакомились в 1994 году накануне регистрации Аллы Пугачевой с Филиппом Киркоровым. Я был единственным фотографом, приглашенным для съемок. Анатолий Александрович сначала был очень удивлен, с кем это Пугачева так активно общается. А потом у нас были прекрасные отношения, он во многом мне помог. Жалко только, что выборы он проиграл. Считаю, что это не Яковлев выиграл, а Собчак проиграл. - Для меня было неожиданностью, когда я узнал, что фотограф Валерий Плотников восстановил могилу художника Врубеля на Новодевичьем кладбище. - Испытываю гордость и ощущение не зря прожитой жизни. Могилу Врубеля мы с Сережей Соловьевым отыскали еще около 40 лет назад. Она была в ужасном состоянии. Само кладбище в свое время хотели снести, но, может быть, из-за того, что там похоронены родители Крупской, его просто закрыли в 1935 году. Когда я занялся восстановлением могилы, нашелся мой единомышленник, который помог материально. Нынешней весной хочу посадить там куст настоящей врубелевской сирени.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.