ОДИН НА ОДИН СО ЗРИТЕЛЕМ
В Санкт-Петербурге проходит VI Международный фестиваль моноспектаклей "Монокль"<br>
Организованный Балтийским международным фестивальным центром и театром-фестивалем "Балтийский дом" в 1997 году, этот смотр приковывает к себе внимание театральных критиков, журналистов и зрителей раз в два года. С 2005 года "Монокль" вошел в Международную ассоциацию фестивалей моноспектаклей и лабораторий театра одного актера. Всего подобных фестивалей в мире проводится более 20. К примеру, только на Украине их три. А вот в России подобный, похоже, единственный.
-Фестиваль позволяет сохранять такую редкую сейчас форму, как моноспектакль, - сказал в беседе с корреспондентом "НВ" председатель жюри профессор Академии театрального искусства Лев Гительман. - Очень важно, чтобы жанр не исчезал. К нему обращаются не всегда охотно - актер должен очень хорошо чувствовать литературное слово, его динамику, при этом уметь показать яркую пластику, выстроить мизансцены, ведь он отваживается один на один выходить к зрителю и удерживать его внимание в течение примерно полутора часов. Материал обязательно должен быть интересным, а подача, конечно, может быть разной - и академической, и экспериментальной, провокационной...
Петербургский тур фестиваля открылся премьерой "Девочка и спички" режиссера Алексея Янковского - спектакля просто-таки для "сумасшедших" зрителей, которые согласились посмотреть его в полной темноте, о чем были заранее предупреждены. Актриса Татьяна Бондарева обрушилась на зрителя монологом размышлений о театре, о жизни, о нынешней секунде. Алексей Янковский уверен, что темнота (лишь иногда озаряемая вспышками света от спичек) провоцирует человека будить собственное воображение.
Провокацией можно назвать и спектакль "Кроткая" по рассказу Федора Достоевского. Предстающий четырежды в разных ипостасях герой актера Дмитрия Поднозова пытается найти выход из лабиринта своего подсознания, он пытается разобраться, почему же он убил свою кроткую любимую жену. Сценическое действо сопровождается видеорядом, он снимался в тех же самых театральных декорациях, это рождает ощущение ожившей картинки. Отдельная большая удача - работа оператора Алексея Образцова. Он уже успел получить за нее приз на фестивале "Рождественский парад".
- А ведь Леша до этой работы видеокамеру в руках не держал, - рассказал Дмитрий Поднозов. - Он звукорежиссер в театре. Но идея с видеорядом нас ужасно увлекла, мы сами сварили кран-стрелку, чтобы камера могла снимать и снизу, и сверху, и крупные планы делать. Кажется, вышло неплохо.
В более привычном ключе решен спектакль Романа Колосова "Несостоявшийся концерт". Роман выступил и в роли режиссера, и в роли актера: он исполнил песни, монологи Александра Вертинского.
- Мой голос не похож на голос Александра Николаевича, но я не ставил задачей копировать певца, главное, я хотел сказать о нем что-то свое, - сказал Колосов.
В интимных песенках Вертинского в исполнении Колосова выглянул бунтарь, насмешник, а в драматических монологах - нежный, страстный, очень уязвимый человек.
Среди прочих свои проекты представили Алексей Девотченко, Андрей Матюков, Ася Ширшина, Наталья Попова, Владимир Козлов, Сергей Барковский, Татьяна Кузнецова.
В состязании, где на равных и молодые, начинающие, и маститые, заслуженные, жюри предстоит назвать трех победителей - они-то и станут участниками международного этапа фестиваля "Монокль", который пройдет в "Балтийском доме" со 2 по 9 марта.