СПИРТ ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
500 псковичей лежат в больнице с диагнозом "токсический гепатит", но суррогатный алкоголь по-прежнему в ходу<br>
Спустя четыре месяца после массовых отравлений поддельным алкоголем в Псковской области разведенный стекло-очиститель можно легко купить за 30 рублей. И это несмотря на 500 псковичей, находящихся сейчас в стационарах с диагнозом токсический гепатит. Оказалось, что для решения проблемы суррогатов недостаточно воли местных властей.
Главврач Центра гигиены и эпидемиологии Псковской области Сергей Никифоров признается, что был шокирован результатами вскрытия людей, скончавшихся от токсического гепатита. "Паренхиматозный гепатит", "липидный нефроз" - звучит страшно, но простому человеку мало что скажет.
- Проще говоря, у некоторых больных полностью разрушены печень и почки, - комментирует врач Никифоров. - Эти органы уже не могут выполнять свои функции в жизнедеятельности организма. Совершенно непонятно, как человек прожил с ними хотя бы несколько дней. Много неясного и в этимологии этой болезни.
Сейчас мало кто вспоминает, как пару лет назад какой-то генерал МВД озвучил методику борьбы с суррогатным алкоголем по методу "клин клином": добавлять в технические жидкости денатурирующие добавки, дабы ужасный вкус, цвет и запах этого пойла отпугнул потенциальных потребителей. Идею реализовали, но вместо напуганного потребителя власти получили более 50 трупов и тысячу пострадавших только в Псковской области. А могло ли быть иначе? Неужели из 6 миллионов россиян, употребляющих разведенные водой стеклоочистители "Максимка", все вдруг в один день от них откажутся? Власти сами создали условия для распространения болезни, которая сейчас вызывает оторопь у медиков. Если бы суррогаты делали даже на основе дешевого гидролизного спирта, эпидемии токсического гепатита в Пскове не случилось бы.
А сейчас потребителей отравы можно встретить даже у входа в Псковский кремль. Качаясь на ветру, как озимые, мужчина неопределенного возраста клянчит мелочь. Получив от меня десятку, он высказал готовность провести для меня экскурсию по Свято-Троицкому собору и крепостным стенам - за отдельную плату!
- Я коренной пскович, - утверждал экскурсовод. - Лучше меня никто кремль не знает.
- А что будете пить на заработанные деньги? - поинтересовался я.
- Спиртягу, - говорит, - сосед продает за 30 рублей литр.
- А вы про токсический гепатит слышали?
- Да ерунда это все! Откуда в спиртяге желтуха?
Такой ход мысли свойственен многим псковичам, и никто не горит желанием спасать их от самих себя. Конечно, когда грянул сентябрьский всероссийский скандал, власти объявили в области операцию "Суррогат". Теперь милиция бодро рапортует о результатах: изъято около 70 тысяч литров денатурата, выявлено полторы тысячи административных правонарушений, возбуждено более 70 уголовных дел. Но что реально изменилось? В любом микрорай-оне можно днем и ночью купить пойло с рук. И невозможно привлечь к ответственности продавца только за то, что у него дома стоит ящик фальшивой водки. А что такого, скажет
он, купил для себя на день рождения, думал настоящая, решил уступить бутылочку знакомому - за это в тюрьму не сажают. Так называемые заводики по производству суррогата - это, как правило, квартира, в которой разливают пойло в бутылки. Вложения в оборудование - тысяча рублей, поэтому на месте разгромленных заводиков обязательно появляются новые. Магазины по-прежнему не отвечают за качество продаваемого спиртного: главное, чтобы к товару была накладная, а проверять ее подлинность не обязательно.
В Плюссе задержали машину с четырьмя тоннами антиобледенителя "Сильвер". У 50-летней жительницы Опочки изъяли более двух тонн самопальной водки, множество пробок и этикеток. Под окном дома в Красногородском районе нашли 17 пустых бочек по 230 литров каждая. Рядом с ними стояла еще одна - полная разведенного водой суррогатного спирта. Эксперты говорят, что употребление такого пойла способно вызвать токсический гепатит и
львиная доля этой партии отравы уже ушла в народ.
- Поддельную водку с рук продают - это все знают, - рассказывает Наталья, администратор одной из псковских гостиниц. - Почти в каждом доме есть человек, у которого днем и ночью можно купить суррогат. Я слышала, что в некоторых квартирах железная дверь с окошком установлена. А внизу табличка: "Водку продают в квартире такой-то, сотрудникам милиции и прокуратуры скидки".
У областных властей история с суррогатом вызвала откровенное раздражение. Понятно, что отучить народ пить денатураты невозможно, потому что нельзя быстро победить бедность или заставить отпетых пьяниц заботиться о своем здоровье. Никто не разрешит поставить в магазины "народную водку" по 30 рублей. А значит, спрос на дешевый алкоголь обязательно породит предложение, даже если ввести по всей области комендантский час. В Пскове пьют суррогата не больше и не меньше, чем в Новгороде или Твери. Но так получилось, что после сентябрьских отравлений именно Псковская область оказалась на "мушке" журналистов. Местные чиновники в корне изменить ситуацию не могут и боятся, что скоро последуют оргвыводы из центра.
Первым сорвался сам губернатор Псковской области Михаил Кузнецов, заявивший, что гибель людей, отравившихся суррогатным алкоголем, выгодна "только журналистам, у которых есть теперь первополосные новости". Кузнецов отметил также, что никто не может нажиться на смерти отравленных, "потому что 60 процентов из них - бомжи". Правда, по данным Государственного комитета по здравоохранению и фармации Псковской области, бездомные граждане составляют не более 20 процентов лиц, госпитализированных с токсическим гепатитом, а целых 42 процента пожелтевших жителей области приходятся на город Псков, где сосредоточены наиболее образованные и обеспеченные жители.
- Спустя четыре месяца нельзя сказать, что эпидемия гепатита сошла на нет, - говорит петербургский юрист и правозащитник Борис Александров. - И этого не произойдет, пока законодательно не запретить денатурирующие добавки в технических жидкостях. Увы, наш народ таков, что позволяет себе это пить. Но другого народа у нас нет.
После шумихи с токсическим гепатитом в Псковской области резко возросло производство самогона. Впервые в жизни специалисты видят в этом благо: хотя бюджет от этого ни копейки не получает, но нет и смертельных отравлений. Правда, закон не делает разницы между хорошим и плохим суррогатом, а продавцы самогона с учетом нынешних тенденций будут отвечать по полной. В декабре, например, на квартире в Завеличье обнаружили 3,6 тысячи литров самогона и браги, хозяйке этого бизнеса грозит пять лет неволи.
- Эффект от самогона такой же, как и от спирта, несмотря на то, что по крепости он достигает 30-35 процентов, - рассказывает замначальника отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка при УВД по Псковской области Дмитрий Жуков. - Продавцы добавляют в него димедрол для одурманивающего эффекта. Самогон стоит дороже. Если бутылка разбавленного спирта стоит порядка 15-20 рублей, то за самогон продавцы просят 30-50 рублей, поскольку его изготовление - более дорогостоящий процесс. К сожалению, уже зафиксированы случаи, когда и самогон разбавляли спиртом.
По данным фонда "Общественное мнение", каждый день пьет почти 3 миллиона взрослого населения страны. 46 процентов россиян боятся пасть жертвой некачественного алкоголя. 70 процентов опрошенных считают, что проблему отравления суррогатами алкоголя каждый должен решать сам. Более четверти респондентов предлагают бросить пить или пить меньше. Но за введение сухого закона выступает всего один процент населения - примерно столько же у нас закодированных алкоголиков. 22 процента граждан считают, что определенные гарантии дает покупка спиртного в надежных магазинах. При этом лишь каждый тринадцатый считает, что высокая цена спиртного - залог его качества. То есть существует опасность купить разведенную жидкость "Морозко" в бутылке 15-летнего виски.