ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ: "СРЕДИ АКТЕРОВ ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ МАЛО..."
На него коллеги писали анонимки, а одна женщина даже отказалась "идти с ним в разведку"<br>
Юрий Яковлев - народный артист СССР и прочая, прочая, прочая... Он же - поручик Ржевский из "Гусарской баллады" и Ипполит из "Иронии судьбы...". Яковлев признается, что устал от вопросов об Ипполите. "Часто спрашивают, какая моя самая любимая роль в кино, и я обычно отвечаю: "Это Стива Облонский из фильма "Анна Каренина", но никак не Ипполит", - говорит Юрий Васильевич. - Но народ любит этого героя, этот фильм, и тут ничего не поделаешь. До сих пор слышу за спиной: "Ипполит идет!" Часто подходят люди и спрашивают: "А в своем пальто вы снимались под душем?" Вот и думай, что же важнее для популярности: сняться в мокром пальто или сыграть, скажем, Гамлета?!"
В последнее время Юрий Яковлев в кино не снимается и редко выходит на сцену, почти не дает интервью, однако для "Невского времени" сделал исключение.
СПЕКТАКЛЬ УСТАЛ
- Юрий Васильевич, последняя ваша работа в кино - это барон де Меридор в сериале "Графиня де Монсоро"...
- Я решил с кино пока завязать. Нет ни малейшего желания сниматься в том, что предлагают, а предлагают муру всякую, оригинальных сценариев не получаю. Если бы предложили что-нибудь интересное и достойное... Вот мой сын Антон, режиссер. Мы с ним как раз задумали один телепроект, надеюсь, у нас получится. Он уже поставил спектакль в Петербурге, недавно была премьера и в Москве - в РАМТе идет пьеса "Гупешка". Сейчас он делает следующий спектакль и собирается снимать свой второй фильм.
- А что в театре?
- В своем театре я играю только в "Чайке". В прошлом году отказался от участия в спектакле "Без вины виноватые", который идет уже тринадцать лет, и, мне кажется, он сделал свое дело. Есть у нас такое понятие - устал спектакль. Так что редко выхожу на сцену, но поверьте, я совершенно не чувствую себя ущербным. Такого острого желания заниматься актерством, честно говоря, у меня нет.
- Это усталость?
- Нет, это некая переоценка ценностей. Я всю жизнь занимался только профессией, и такое было ощущение, что вроде без театра не смогу прожить. А сейчас я понял: могу. Сейчас, правда, всякий раз, когда выхожу на сцену, пусть и редко сегодня, у меня повышается настроение, просыпается ностальгия по любимому делу. Но... Сегодня я живу больше семьей, домом, дачей. А семья ведь у меня большая получается: трое детей, трое внуков, супруга, собака... Так что забот хватает.
КОЛЛЕГИ ПИСАЛИ АНОНИМКИ
- Это правда, что когда-то вы уже хотели уйти из актерской профессии?
- Такие мысли впервые возникли у меня в 80-м году. В течение четырех лет я решал, бросить актерство или нет. Произошел какой-то кризис внутренний, - понимаете, я не видел своего будущего! У меня уже были звания, зрительская любовь, известность, уже сыграл много интересных ролей, а дальше-то что?! На это наложилось еще и то, что четыре года мне в театре не давали новых ролей и я ничего не репетировал. К тому же тогда обо мне стали говорить коллеги, что "Яковлев подошел к своему пику и больше сделать ничего уже не может"! Меня звали в другие театры: Олег Ефремов во МХАТ, Михаил Царев приглашал перейти в Малый театр. Но я не мог бросить Театр имени Вахтангова, который стал мне родным, не мог переступить через себя.
- Эти же коллеги по театру вроде и анонимки на вас писали...
- Да, писали. И на "Мосфильм" посылали, и в Министерство культуры, и в обком партии... Я даже знаю, кто это делал.
- А что было в анонимках?
- Что я морально неустойчив. Много всякого отвратительного было в этих анонимках. Конечно, с кем-то из авторов этих писем я прервал личные отношения, но приходилось с кем-то общаться по работе.
- А еще одна актриса сказала вам однажды в лицо: "В разведку с ним я бы не пошла..."
- Да, была такая фраза. Ее сказала еще раньше жена Михаила Ульянова Алла Парфаньяк после того, как я женился в третий раз - на сотруднице нашего театра Ирине Сергеевой.
- Но насчет любовных романов коллеги были правы?! Вы же сами не раз признавались, что очень влюбчивы...
- Знаете, и родители мои были очень влюбчивыми людьми. Они развелись, когда мне было всего-то четыре года, и после ни мама не вышла замуж, ни отец не женился, хотя романов у них у каждого было много... Думаю, влюбчивость я унаследовал от мамы, которая была очень красивой женщиной.
- В своей книге вы написали, что ваш папа хотел стать актером, но не сложилось, и он выбрал профессию юриста. Вы же, наоборот, думали о другой судьбе, но поступили в театральное училище. Ирония судьбы?
- Возможно, хотя сам не знаю, как это получилось. Я действительно готовился к экзаменам в МГИМО, увлекался историей дипломатии, а профессия дипломата сродни актерской. Даже не знаю, почему победила вторая, но я направился во ВГИК, провалился там, а в Щукинском приняли. Так, видимо, было суждено.
"МОЯ ЖЕНА - КАК КГБ"
- Вы рассказывали, что вашей жизни с первой женой Кирой Мачульской мешала ее мама. А насколько часто вы вмешиваетесь в жизнь своих детей?
- Ну, с Кирой и ее мамой мы жили в одной комнатке, и, конечно, поэтому такого вмешательства было не избежать. А насчет своих детей, боже упаси, никогда не вмешивался. Поверьте, никто из них никогда не ощущал над собой "дамоклова меча". Например, моя дочь Алена в свое время спросила у меня совета, стоит ли ей параллельно с учебой на журфаке поступить учиться в театральное училище. Я сказал: "Решай сама, но знай, что учиться в театральном очень сложно и профессия эта нелегкая". Мои дети все свои решения принимали всегда сами. Также никогда не вмешивался в их личную жизнь: свадьбы, разводы, рождение детей - это полностью их самостоятельный выбор.
- А вам не обидно, что ваш сын от брака с Екатериной Райкиной, Алексей, поработав актером, ушел из профессии...
- Вовсе нет. Знаете, если он рад, если счастлив в том, чем занимается сейчас, я только радуюсь за него. Алеша окончил театральное училище, поработал в театрах и на телевидении, а потом выбрал работу риэлтора. Кстати, в одной из контор по недвижимости он познакомился с будущей супругой Анечкой, очень хорошей и умной девушкой. Вот такая ирония судьбы. Они сразу поженились. В этом смысле Алексей похож на меня: я всегда, когда влюблялся, сразу женился. Например, так получилось с его мамой - актрисой Катей Райкиной: поехали на гастроли в Болгарию со спектаклем "Дамы и гусары", где мой герой ухаживает за героиней Кати, влюбились друг в друга и в жизни, приехали домой и сразу поженились.
- Про вашу нынешнюю супругу Ирину вы как-то сказали: "При всей женственности она обладает мужским умом, заставляющим порой меня досадовать на ее железную логику и проницательность".
- Это абсолютно точно. Действительно, у нее мужской склад ума, она очень рациональный человек, в отличие от меня. Наш сын Антон в этом смысле очень похож на маму. Ира, как работник КГБ, не только досконально знает все мои привычки, даже мелкие, но, кажется, мои мысли читает. И соврать ей невозможно. Все сорок три года, которые мы живем вместе, я не мог ей соврать, она все равно знала, что было со мной, что будет. Она в курсе всех моих дел. Дом весь на ее плечах, она полная хозяйка.
- А вы хозяйством занимаетесь? Честно говоря, представить вас у плиты или с пылесосом сложно...
- Почему же?! Нет, я и приготовить что-нибудь примитивное могу, и убираться дома люблю... А вообще раньше больше любил возиться с машиной, сейчас обожаю работать на даче: ухаживаю за цветами, занимаюсь мелким ремонтом дома и участка, убираюсь. Мне все это очень нравится.
- Однажды вы сказали, что вам не хватает хороших людей. Их так мало было в вашей жизни?
- Знаете, я вообще люблю людей и встретил хороших в жизни множество. У меня очень мало друзей, но почти нет врагов. А эту фразу я сказал не обо всех людях, а об актерах. Вот в актерской профессии действительно хороших людей мало. Много негатива среди актерской братии - это правда.