МОЛИТВА ЗОЛОТЫМИ НИТЯМИ

В Петербурге возрождается искусство церковного шитья<br>

В понедельник у православных христиан начинается Великий пост, который продлится до Пасхи. Корреспонденты "НВ" посетили золотошвейную мастерскую "Убрус" при Успенском подворье Оптиной пустыни, в которой сейчас вышивают Господскую плащаницу, - работа должна быть закончена к главному православному празднику. -Церковное шитье - искусство особое, - говорит руководитель мастерской Елена Катасонова. - Оно требует сосредоточенности и большого терпения. Ведь на изготовление даже небольшой вещи - скажем, вышитой иконы - требуется не менее двух месяцев. А на вышивку плащаниц, хоругвей, покровцов уходят годы. Тем более удивительно, что в наше время высоких технологий и компьютера золотное и лицевое шитье вновь возрождается. В школе церковной вышивки и золотого шитья при мастерской "Убрус" учатся женщины самого разного возраста, а объединяет их одно - любовь к этому изысканному виду рукоделия, желание украсить храмы творениями своих рук. Обучение длится четыре года. Сначала ученицы вышивают образцы на небольших пяльцах, затем приступают к работе над большими вещами. Кроме техники вышивки здесь занимаются орнаментальным и иконописным рисунком, знакомятся с историей христианского искусства, его символикой, изучают иконографию и историю древнерусского шитья. Часто в мастерскую приезжают учиться и обмениваться опытом мастерицы из Белоруссии, Украины, Казахстана. Елена Катасонова познакомила нас с одной из своих учениц. Биляна Гаич приехала в Петербург из Сербии. Она будет учиться здесь целый год. Вскоре Биляна начнет вышивать свою первую работу для одного из сербских монастырей. Золотная вышивка имеет свои особенности. И как вышивали в древности, так вышивают и сейчас. Технология практически не изменилась. Как и в древности, для создания своих произведений современные мастерицы используют натуральные материалы: разноцветные шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни. Главная проблема современного шитья - это золотные нити. К сожалению, качественные металлические нитки с натуральной позолотой найти очень трудно. А от качества материалов зависит и долговечность работы. Многие вещи, вышитые несколько столетий назад, и сейчас выглядят так, будто только вчера вышли из рук вышивальщицы. ...Золотошвейки уверены, что церковная вышивка должна быть исключительно ручной. Каждое произведение, созданное в мастерской, - уникально и неповторимо. Как уникальна душа каждого человека, неповторима его судьба. Ведь кроме огромного труда в эти вещи вложены вера, любовь и молитва. ИСТОРИЯ ВОПРОСА ЕЛЕНА КАТАСОНОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ЗОЛОТОШВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ "УБРУС": - История церковной вышивки насчитывает многие столетия. Шитые золотом византийские ткани были известны на Руси еще в дохристианские времена. С принятием христианства наряду с издревле существовавшим орнаментальным шитьем стало развиваться и изобразительное, или "лицевое", шитье. Именно на Руси оно достигло своего высочайшего расцвета. Мастерские были в княжеских, а затем в царских дворцах, в женских монастырях и домах богатых горожан. Умение вышивать вменялось женщине в добродетель. В лучших музеях нашей страны хранятся прекрасные плащаницы, пелены и покровы, шитые в знаменитых мастерских Соломонии. Золотом шили супруга Василия III Анастасия и супруга царя Федора Иоанновича Ирина Годунова. Вышивали на шелковых тканях с использованием жемчуга и драгоценных камней. Только в XVIII веке искусство "лицевого" шитья стало постепенно исчезать. Общество становилось более светским, роль женщины в нем постепенно менялась, и древние традиции отходили на второй план. Тем не менее в Троице-Сергиевой лавре хранится палица, которую собственноручно вышивала императрица Анна Иоанновна. После трех столетий забвения это уникальное искусство возрождается.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.