ХОТЕЛИ В ДЕЛИ, А ЧТО НА ДЕЛЕ?

Директора российских предприятий не зря опасаются вступления страны в ВТО<br>

Российский, и в том числе петербургский, оборонно-промышленный комплекс получил очередной портфель экспортных контрактов на Индию. По-человечески жаль директоров и конструкторов соответствующих заводов. Если они начнут выполнять их так же, как Балтийский завод - недавний контракт по постройке трех фрегатов для Индии, то будут иметь в активе не столько прибыли, сколько многолетнюю головную боль. Потому что работать со своими заказами так, как российские предприятия привыкли работать для "своих" , индийцы не позволят. И правильно, кстати, сделают. Но обо всем по порядку. На состоявшемся в Дели 24 января заседании межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) с участием тогдашнего министра обороны России Сергея Иванова был достигнут ряд важных договоренностей. Прежде всего программа ВТС, действующая до 2010 года, будет продлена. Подготовлено соглашение о совместной разработке истребителя 5-го поколения, которую будут вести российская компания "Сухой" и индийская корпорация HAL. Достигнута договоренность о совместном производстве многоцелевого военно-транспортного вертолета. Подготовлены для подписания два соглашения по ГЛОНАСС (глобальной системе спутниковой навигации), причем первый запуск российско-индийского спутника может состояться уже в 2009 году. ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ - ГОЛОВНАЯ БОЛЬ? Начать с того, что индийские закупки российских вооружений имеют свою специфику. Это, в частности, относительно низкая рентабельность контрактов, в ряде случаев близкая к нулю. Высокие технологические требования, часто находящиеся на пределе современных возможностей российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и предполагающие большой объем НИОКР. Склонность заказчика к гибридным, интернациональным системам вооружений. Приобретение лицензий на выпуск купленной у России продукции на индийских заводах. По большому счету, все эти требования справедливы. Вооружение - самая дорогая в мире техника. И заказчик имеет полное право быть придирчивым, считать все до копейки и заказывать лучшее. Точно так же обычной в мире практикой является приобретение лицензий на собственное производство техники, ведь предполагается, что страна-экспортер (в данном случае - Россия), продавая лицензию, уже имеет в портфеле новые, еще более современные разработки. В теории все так и должно быть. Но проблема в том, что наши предприятия ОПК просто не привыкли так работать. Вспомним историю строительства последних атомных лодок, крейсера "Петр Великий", создания ракеты морского базирования "Булава". Хоть что-то было построено в срок и без серьезных замечаний? То-то и оно. А в экспортных делах такие заморочки не приветствуются ни заказчиком, ни российским руководством. ТРИ ФРЕГАТА - СЕМЬ ПОТОВ Показательным здесь можно назвать выполнение Балтийским заводом в 1999-2003 годах контракта стоимостью 1 миллиард долларов по проектированию и строительству для ВМС Индии трех фрегатов проекта 11356. Они были синтезом всех достижений. Фрегат, оснащенный ударной ракетной системой "Клаб-Н", автоматизированным артиллерийским комплексом А-190, зенитным ракетным комплексом "Штиль-1" и зенитно-артиллерийским комплексом "Каштан", разработан Северным проектно-конструкторским бюро с участием инженеров Балтийского завода. Комплекс "Клаб" разрабатывало екатеринбургское ОКБ "Новатор", радиолокационный комплекс - Индия, главные машины и турбины - николаевский завод "Заря", холодильные машины и опреснители - немцы и т. д. Таким образом, по словам тогдашнего директора Балтийского завода Олега Шуляковского, "корабль получился комплексный, ничего подобного раньше у нас не было". Первый фрегат "Тальвар" был заложен в марте 1999 года, второй, "Тришул", - в сентябре 1999-го, третий, "Табар", - в мае 2000-го. Предполагалось сдать их заказчику, соответственно, в ноябре 2001-го, мае и ноябре 2002 года. Однако тут сказалась специфика экспортных контрактов, о которой говорилось выше: низкая рентабельность и высокие технические требования. Деньги приходили строго по соглашению - они поступали на завод пятью траншами на каждый фрегат, привязанными к конкретному событию: закладка корабля, спуск на воду, завершение морских испытаний и т. д. При этом деньги первого транша по российской традиции руководство Балтийского завода использовало не по назначению. Технологические проблемы были связаны в первую очередь с зенитно-ракетным комплексом "Штиль-1", сложности с доводкой которого стали хрестоматийными у специалистов отечественного ОПК. Имели место и проблемы с техническим состоянием производственных мощностей Балтийского завода. В частности, с доками, которые нуждались в серьезной реконструкции. В результате график сдачи фрегатов был сорван - например, головной корабль "Тальвар" был сдан индийской стороне только в 2002 году. Впрочем, Балтийский завод был не лучше и не хуже других российских поставщиков. "Отличились", к примеру, наши металлурги. В проекте строительства первого из трех индийских авианосцев типа ADS (пр. 71 "Викрант") было заложено использование определенной марки стали, которую предполагалось закупить в России. Но вскоре выяснилось, что российские поставщики оказались не готовы (по не названным причинам) поставить около 20 тысяч тонн стали, и индийцам пришлось "изыскивать внутренние резервы". После этого вполне понятно, почему окончательный проект авианосца ADS основан не на купленном у России "Адмирале Кузнецове", а на итальянском проекте. БРИТАНЦЫ НАМ ПОМОГУТ? Поэтому не стоит удивляться тому, что в последнее время российский ОПК уступил конкурентам ряд крупных индийских контрактов. Например, в 2004 году контракт стоимостью 1,7 миллиарда долларов на поставку 66 учебно-тренировочных самолетов получила британская компания BAE Sistems, производитель учебно-тренировочных самолетов "Хоук", которые индусы предпочли российским МиГ-АТ или Як-130. В том же году заказ стоимостью 1 миллиард долларов на радиолокационные системы для трех патрульных самолетов морской авиации на базе Ил-38 получили израильтяне (РЛС EL/M2075 Phalcon), хотя у российской РЛС Sеa Dragon ("Морской змей", разработчик - компания "Ленинец") остаются шансы победить в тендере на модернизацию 8 патрульных самолетов индийских ВМС Ту-142МКЭ. Вывод же из всего вышеизложенного прост: экспортные контракты полезны и необходимы не только для зарабатывания денег, но и для повышения конкурентоспособности российской промышленности, в которой даже самые "продвинутые" отрасли, такие как ОПК, не привыкли к дисциплине и высоким требованиям. Что ж тут говорить об автопроме или гражданском самолетостроении... Товарооборот между Россией и Индией по итогам 2006 г. составил 3,1 миллиарда долларов (для сравнения - российско-китайская торговля перевалила за 30 миллиардов долларов). Впрочем, в последние годы здесь наметились позитивные сдвиги. Так, в 2007 году Россия поставит Индии 60 тонн ядерного топлива для АЭС в Тарапуре, ряд российских компаний продолжит участие в строительстве АЭС "Куданкулам", монтируя там два реактора на "легкой воде" мощностью 1 тысяча мегаватт каждый и сопутствующее оборудование. Общая стоимость контракта по этому проекту составляет 2,6 миллиарда долларов. Со своей стороны Индия готова вложить 25 миллиардов долларов в развитие нефтяных и газовых месторождений в России, прежде всего в районе Астрахани. СПРАВКА "НВ" Индия с давних пор является одним из крупнейших и постоянных партнеров России в области военно-технического сотрудничества (ВТС). Доля разработанного или построенного в РФ (СССР) вооружения и военной техники (ВВТ) составляет 45 процентов в сухопутных войсках Индии, 75 - в ВМС и 80 - в ВВС. С 1960 года с индийской стороной было подписано контрактов на сумму более 33,3 миллиарда долларов, из них контракты на 29,8 миллиарда долларов уже выполнены. Занимая в 2000-2004 годах 2-е место среди крупнейших получателей обычных вооружений (10 процентов мирового объема), Дели также является вторым среди покупателей российского оружия (25 процентов российского экспорта или 78 процентов индийского импорта вооружений). Что же касается дальнейших перспектив, то согласно российско-индийской программе ВТС до 2010 г. они оцениваются в 10 миллиардов долларов.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.