СОР ИЗ МАСТЕРСКОЙ
Дочери скульптора Михаила Аникушина обратились в милицию. Они утверждают, что его внук (сын одной из них) вместе с родственниками своей жены разворовал наследие именитого деда<br>
Нелады в семействе народного художника СССР начались много лет назад, но только сейчас его дочери Вера и Нина решились вынести сор из избы и пошли с заявлением в 18-й отдел милиции Петроградского района.
Они утверждают, что в течение последних двух лет внук художника Адриан Аникушин вместе с родственниками жены обворовывал мастерскую деда. В заявлении говорится, что в период с 2005 года до 12 февраля текущего из бывшей художественной мастерской Михаила Аникушина в Вяземском переулке похищены работы мастера и старинные предметы интерьера. По утверждению заявительниц, эти антикварные предметы были дороги им как память об отце.
Корреспонденту "НВ" удалось связаться с Верой Аникушиной - членом Союза художников России и дочерью именитого скульптора. Она рассказала, что ее старший сын Адриан жил в мастерской деда до 12 февраля этого года. Он, по словам матери, охранял мастерскую, после того как городские власти решили создать музей скульптора. В детективной истории вокруг наследия своего отца и в семейном разладе Вера Аникушина обвиняет новых родственников своего сына, которые якобы толкают его на конфронтацию с семьей и разграбление дедовского наследия.
Нетривиальные семейные дрязги грозят перерасти в скандал городского масштаба, ведь речь идет о расхищении наследия скульптора с мировым именем. Еще в марте 2004 года губернатор Валентина Матвиенко подписала распоряжение о создании музея в мастерской Михаила Аникушина. Чиновникам отводилось на это три месяца, новый музей должен был стать филиалом Музея городской скульптуры. Но через три месяца - и даже через три года! - в мастерской так и не навели порядок. В ней жил внук мастера, а заодно охранял огромное помещение площадью 800 квадратных метров, в котором собраны работы и эскизы скульптора.
Члены семьи Михаила Аникушина не раз высказывали свою обиду по поводу нерасторопности властей и, наконец, написали заявление, которое перевело давний конфликт в новую фазу. Теперь милиционеров из 18-го отдела ждет поистине титанический труд: они должны описать все, что хранится в огромной мастерской, чтобы выяснить, что из нее пропало на самом деле. А на это могут уйти недели, если не месяцы.
В 18-м отделе милиции от официальных комментариев отказываются. По всему видно, что эта история с бронзовыми портретами, эскизами, макетами и кусочками гипса стражам порядка не по душе. По нашим сведениям, веб-дизайнер Адриан Аникушин уже отвечал на вопросы милиционеров. Но уголовное дело еще не возбуждалось.
- Нам надоела эта неразбериха, - говорит Вера Аникушина.
В ПЕРЕЧНЕ ПРОПАВШЕГО:
• два бронзовых эскиза
"Пушкин-лицеист";
• три бронзовых портрета
Больца и Чехова;
• модель памятника Чехову
и Левитану;
• три бронзовые люстры;
• лампа XVIII века работы
архитектора Андрея Белогруда;
• дубовое кресло конца
XIX века;
• тумба красного дерева;
• зеркало в оправе красного
дерева с туалетным столиком;
• немецкий патефон XIX века.
КСТАТИ
В этом году будут отмечаться две памятные даты, связанные с Михаилом Константиновичем Аникушиным: 90-летие со дня его рождения и 10-летие со дня его смерти. Наиболее известными творениями народного художника СССР являются памятник Пушкину на площади Искусств в Петербурге, у Русского музея, и скульптурная группа мемориала Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Григорий Ястребенецкий, скульптор:
- В нашем городе до сих пор нет музея современного искусства. Музей в мастерской Михаила Аникушина мог бы стать первым. Мы бы не только увековечили память великого человека, нашего современника, но и могли бы на его примере объяснять детишкам, насколько тяжел труд скульптора. Может быть, тогда не случалось бы трагедий Летнего сада?..
Дмитрий Шагин, художник, лидер группы "Митьки":
- Нужен ли нам, городу музей Аникушина? Конечно, нужен! А что? Хороший человек. Он хорошо относился и к моему отцу, художнику Владимиру Шагину, и ко мне, хотя мы, казалось бы, исповедовали чуждое ему нетрадиционное направление в искусстве. Да и вообще, что за дела! Мы горазды только говорить: нужен - не нужен музей Аникушина. Сколько можно?! В какой-нибудь загранице, да в той же Прибалтике, давно бы уже был!.. Не ценим мы своих гениев...