СТАВКИ СДЕЛАНЫ. НА КАЛИНИНГРАД
"Нас критикуют проигравшие", - министр промышленности Калининградской области уверен в перспективах развития игровой и туристической зон<br>
Янтарный край. Российский анклав. Свободная экономическая зона. Именно эти слова приходят на ум среднестатистического жителя страны при упоминании о Калининградской области. Однако пришедшая год назад новая региональная команда управленцев во главе с Георгием Боосом всерьез решила расширить этот ассоциативный ряд. Благодаря настырной, а порой и агрессивной протекционистской политике в ближайшее время внутри свободной и экономической будут созданы еще две зоны федерального значения - туристическая и игровая. О ближайших перспективах развития региона "НВ" рассказал министр промышленности Калининградской области Николай ВЛАСЕНКО.
"ТУРИЗМ РАЗВИВАЕТСЯ, ХОТИМ МЫ ИЛИ НЕ ХОТИМ"
- Даже скептики не могут не обратить внимания, что за время работы нового регионального правительства область заработала такие экономические преференции и привлекла такие проекты, о которых многим субъектам Федерации и мечтать не приходится. В чем секрет успеха?
- Давайте не забывать, что Георгий Боос является политическим тяжеловесом. Он умеет добиваться поставленных целей и знает, как их добиваться. Губернатор сумел собрать и сплотить вокруг себя команду единомышленников, создать симбиоз менеджеров, руководствуясь не их пропиской, а их компетентностью. Нас не нужно учить готовить к защите инвестиционные проекты, отстаивать цифры, представлять товар лицом.
Ну и в Москве стали прекрасно понимать всю уникальность нашей территории. Там сознают, что янтарный край - своеобразная визитная карточка России в центре Европы. Зачастую именно по Калининграду иностранцы складывают впечатление о нашей стране. Поэтому федеральный центр прилагает немало усилий для развития региона. Это и есть три составляющих нашего успеха.
- И все-таки вызывает большие сомнения, что Калининград в ближайшем обозримом будущем сможет равноценно конкурировать с другими европейскими курортами?
- Специфика нашего региона (геополитическое положение и климатические условия) такова, что туризм, хотим мы этого или не хотим, все равно у нас развивается. По статистике, область посещают до 300 тысяч гостей в год, 77 процентов из них - россияне, остальные - иностранцы. Именно ставку на туристов-россиян мы делаем в развитии нашей зоны. Близость моря, уникальные минеральные источники, грязи, великолепная природа - все это при должном и рачительном использовании должно увеличить поток туристов до миллиона человек в год. Тем более что туристическая зона будет располагаться на всемирно знаменитой Куршской косе, заповеднике, который не нуждается в особых представлениях.
- Не повредит ли это самому заповеднику?
- Опыт развития других курортов подсказывает, что регламентированное развитие туризма всегда безопаснее для экологии, чем дикое и спонтанное. Для примера я могу сказать, что туристический поток на той же Куршской косе со стороны Литвы достигает в год до двух с половиной миллионов человек. Однако органичное развитие этой отрасли не наносит никакого вреда живой природе.
"УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ - ЗАПАДНЫЙ, ЯЗЫК - РУССКИЙ"
- Кому составит конкуренцию калининградская туристическая зона?
- Мы не ставим так вопрос, просто таким образом он выглядит непродуктивно. Наша команда очень четко представляет, для какого туриста создается эта зона, какой турист сюда поедет и на что он может рассчитывать. На базе этих данных мы создали экономический портрет своего потребителя. И будем отстаивать именно этот сегмент рынка.
- Как же выглядит среднестатистический гость области?
- Мы планируем проект под человека среднего класса, способного отдохнуть из расчета полного перечня услуг на сумму до 100 долларов день. Сюда входит и питание, и проживание, и досуг. Таким туристам мы можем предложить широкий спектр услуг в области культурно-познавательного и рекреационного отдыха. Для них в ближайшее время на Куршской косе будет построено порядка 4 тысяч гостиничных койкомест. Чтобы дистанцироваться от бюрократических понятий, скажу русским языком. Нам предстоит построить более 50 малоэтажных уютных гостиниц класса "три звезды". Конечно же, для более состоятельных клиентов будут построены и отели соответствующего класса, они и сейчас уже успешно функционируют в Калининградской области, но повторюсь, основной упор мы будем делать на россиянина среднего класса. Что касается конкуренции, у нас есть свои преимущества как по сравнению с европейскими курортами, так и отечественными. По сравнению с Прибалтикой приехавшему к нам на отдых не придется на время выбывать из русскоязычной среды. Опыт подсказывает, что это очень важно. По сравнению с другими курортами России у нас уровень обслуживания сопоставим с западным. Мы быстрее воспринимаем все новации и технологии, впитываем и адаптируем их. Кроме того, у нас край уникальной культуры и истории. Где еще можно полазать по руинам старых рыцарских замков, соприкоснуться с тайнами Янтарной комнаты? Потрогать своими руками историю? Подобного нет ни в одной другой российской области...
- Во сколько обойдется создание курортной зоны?
- Цена вопроса - 6 миллиардов рублей, на условиях софинансирования будут использоваться средства как из федерального центра, так и из регионального бюджета. Также мы не без оснований рассчитываем на привлечение внебюджетных источников. Однако большие затраты, на мой взгляд, оправданы. Когда гостиницы будут построены, база собственных доходов янтарного края увеличится минимум на 20 процентов.
"У ШКОЛЬНИКОВ НЕ БУДЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ЧАСТО БЫВАТЬ В ИГРОГРАДЕ"
- Если с туристической зоной более или менее все ясно, то совсем не понятно, как рядом с курортными отелями, рассчитанными на представителей среднего класса, будет построен балтийский Лас-Вегас?
- У меня нет сомнений, что оба проекта будут достаточно органично сочетаться. Во-первых, потому, что область у нас не такая уж маленькая, как это может кому-то показаться. И зоны буду географически разведены. Сейчас мы намеренно не называем места, где будет создан Игроград, чтобы избежать ненужных спекуляций и ажиотажа со стороны риэлторов. Но могу подтвердить, что губернатор уже выделил землю площадью 5 квадратных километров для игорной зоны. Во-вторых, статистика показывает, что средним посетителем казино является не нувориш, не игроман, а случайный посетитель, которому просто интересно побывать в таком заведении. Сделать там небольшую ставку, посидеть в кафе, напитаться впечатлениями.
- Но игорная зона привлекательна не только для законопослушных граждан, но и для криминала.
- В принципе, те люди, которые будут вкладывать деньги в игорную зону, знают лучше нас, что необходимо создать, чтобы этот проект был окупаемым и безопасным. В их интересах создать не только инженерную и транспортную инфраструктуру, но и учесть зарубежный опыт по минимизации криминальных проявлений. Сейчас действительно этот вопрос усиленно муссируется. Но, как правило, критиками калининградской игровой зоны являются представители тех регионов, которые проиграли этот тендер.
- Но довольно однозначно по этому вопросу выступил и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
- Глубоко уважаю мнение пастора, тем не менее считаю, нельзя правильно воспитать человека, лишив его права выбора. Если одномоментно отменить алкоголь и табак - появится черный рынок. То же самое по азарту. Это не дело, когда любой подросток на каждой остановке может сыграть в автоматы. Это не нормально, и это разлагает. Но сделать игорный бизнес незаконным - значит отдать его криминалу. Другое дело изолировать его и сделать подконтрольным. Не думаю, чтобы школьники имели частую возможность посещать игорную зону. Когда соблазн не искушает, не встречается на каждом углу "однорукий бандит", то и игроманов становится гораздо меньше.
- И все-таки откуда такая уверенность, что туристическая и игорная зоны в Калининграде будут функционировать на европейском уровне?
- Ну, во-первых, знанием состояния дел в регионе, четкой оценкой потенциала российского анклава. А во-вторых, мы уже давно даже территориально живем на европейском уровне. Не стоит забывать, что Калининград расположен западнее восьми европейских столиц, поэтому Европа для нас не так уж и далека.